«Жук» - как много в этом слове
или лингвистический урок на автоэнтомологическую тему
В мировом автомобилестроении существует всего несколько автомобилей, ставших легендами, среди которых – Austin Mini, Citroen 2CV и Porsche 911. Однако только один автомобиль, самый старый из автомобилей-легенд, по мнению абсолютного большинства людей, имеет право носить это звание. Это – «Фольксваген Жук», официальное номенклатурное название – «Тур 1». «Автоцентр» уже не раз писал об этой интереснейшей модели, так что сегодня нам только осталось коснуться вопроса разнообразия ее названий в тех странах, куда автомобиль экспортировался за время своего существования. |
Итак, напомним, что
уникальный автомобиль «Фольксваген Жук» был разработан еще в нацистской
Германии Фердинандом Порше по заказу Гитлера (первое название, данное
фюрером, было KdF-Wagen) и забыт на время войны. После 45-го года состоялось
повторное рождение автомобиля при участии Генри Форда (второго) и группы
союзнических экспертов. Построенный сначала под строгим наблюдением британских
солдат автомобиль стал затем всемирным бестселлером на многие десятилетия.
Это не только автомобиль, выпускавшийся дольше всех. Общее число сошедших
с конвейера «Жуков» приближается к 30-миллионной отметке – рекордное количество
экземпляров! И он все еще будет производиться и в 2000 году и, вероятно,
позже.
Казалось бы, отчего сколько чести для куска «гнутого железа на колесах»
с поэтичным заводским названием «Тур 1», которое практически во всех странах
всего несколькими годами позже после официального представления окрестили
«Жуком». Теперь, после 53-х лет производства, этот автомобиль сменяет
современный собрат (не преемник!), которому, не мудрствуя особо, Фердинанд
Пиеч, глава «Фольксваген Групп», присвоил имя «Новый Жук» («New Beetle»).
Сегодня город, где находится штаб-квартира компании «Фольксваген Групп»,
носит имя Вольфсбург. Что же касается имени автомобиля, то его никогда
и не называли ни KdF-Wagen, ни «Тур 1». С момента производства британские
солдаты, курирующие производство и наблюдавшие за тем, чтобы Германия
снова не производила оружие, назвали автомобиль «Жук». Немецкие рабочие
на сборочной линии поинтересовались у англичан о переводе и вскоре «Кефер»
(«Kafer» – в переводе с немецкого «Жук») стал бестселлером немецких дилеров.
Жук стал легендой довольно быстро благодаря своей крепости и надежности.
Он стал символом совершенного немецкого способа производства. Результатом
хорошей репутации стало огромное количество экспортируемых автомобилей
в другие страны. Вместе с автомобилями «экспортировалось» и само имя «Жук».
Жители США любили забавный «Битл» (Beetle – здесь и
далее в скобках перевод слова «Жук» с соответствующего языка) как реликт
побежденной нацистской Германии.
В Швеции, где дороги были настолько плохи, что только такие крепкие автомобили
как «Буббла» (Bubbla) пользовались популярностью.
Во Франции «Коккинель» (Coccinelle) оценили благодаря возможности
конвертироваться (в кабриоисполнении), что позволяло получить незабываемые
ощущения при езде по хороших солнечных дорогах где-нибудь вдоль побережья
Cote d’Azur.
Благодаря удачному налоговому обложению, определяющему стоимость автомобиля,
датчане и норвежцы также вскоре полюбили Фольксваген «Бобл» (Boble) за
его низкую цену, в то время как для голландцев «Кевер» («Kever»)
стал просто хорошим решением проблемы наличия транспортного средства для
современного общества.
В Финляндии «Купла» (Kupla) использовался для посещения самых
близких соседей – часто на расстояния менее чем 50 километров.
Венгры знали эту модель как «Богар» (Bogar), словаки – «Хробак»
(Chrobak), мы – «Жук», правда, в основном только из телевидения, поскольку
существующий железный занавес не позволял экспортировать автомобиль в
прежний Восточный Блок.
Португалия, в 50-х все еще бедная страна, привыкла к «Кароха» (Carocha)
намного позже итальянцев, которые начали свое знакомство с «Маджиолино»
(Maggiolino) благодаря немецким туристам, ползающим по Альпам в их
«Каферах».
Испания также была побеждена тевтонскими туристами, оседлавшими «Эскарабахосы»
(Escarabajos), как, впрочем, и Греция, где автомобиль назвали «Скатари»
(Skathari).
Везде, где появлялся маленький автомобиль, его имя было уже известно.
И тем, кто никогда даже не слышал прежде названия «Фольксваген», достаточно
было только бросить взгляд на автомобиль – и они никогда не забыли бы
это имя снова.
В отличие от всех других автомобилей, включая легендарные, упомянутые
выше, только одно имя «Фольксвагена» было переведено народами на каждый
местный язык. Ведь 911-й – он, как говорится, и в Африке 911-й. С Мини
и R4 то же самое, независимо от того, находитесь вы на Елисейских Полях
или у Женевского озера. И только «Жук» имеет так много имен, сколько существует
языков в мире.
И сейчас «Фольксваген «Жук» – реальный народный автомобиль! Вскоре уже
«Новый Жук» начнет «ползать» по нашим улицам. Однако, держу пари, приставка
«Новый» в его имени очень скоро исчезнет – и «Жук»… станет снова «Жуком»!
Или Kever! Или Maggiolino …