Автосервис: особенности техобслуживания электромобилей и гибридов

Электромобили и гибриды, пусть и не так быстро, как хотелось бы, но все же приходят в нашу повседневность. А ведь кроме очевидных преимуществ эта сложная техника имеет и свои нюансы: например, в обслуживании и том, какой автосервис его проводит.

По большому счету, автомобиль остается автомобилем независимо от типа силовой установки. И каким бы оригинальным ни был источник его движущей силы, помимо него большинство агрегатов и систем остаются, в принципе, неизменными. Казалось бы, обслуживать их можно без оглядки на тип двигателя – точно так же, как и транспорт с классическим ДВС. Но в случае с электромобилями и гибридами есть одна оговорка: при работах в разных зонах машины теоретически возможно поражение электротоком высокого напряжения (200-400 В). К счастью, это единственная серьезная особенность сервиса машин с электротягой. Так готовы ли наш автосервис к обслуживанию массовых машин с электроприводом?

Три отличия

сервисное обслуживание электромобилей и гибридов
Ячейки аккумуляторов

Основные работы по обслуживанию электромобиля и автомобиля с гибридной силовой установкой можно проводить на СТО, но при условии, что персонал:
1) имеет подготовку и диагностические приборы для «общения» с электронным оборудованием электропривода (которое, естественно, отличается от машин с ДВС);
2) готов обслуживать тяговую аккумуляторную батарею;
3) знаком с техникой безопасности эксплуатации высоковольтного оборудования и имеет соответствующие защитные средства. Это условие самое важное и касается даже работ, не связанных с электрооборудованием. Ведь под высокое напряжение могут попасть некоторые металлические части машины.

сервисное обслуживание электромобилей и гибридов

Особенности начинки

Автомобиль с полностью электрическим приводом или одновременно с ДВС и электроприводом (то, что мы называем гибридом) имеет на борту практически одинаковый перечень специального оборудования. Ремонт многих из этих блоков и узлов могут проводить лишь на дилерских СТО – не в силу их сложности, а скорее из-за наличия только у дилеров информации, программного обеспечения и специнструментов. Впрочем, на некоторых независимых СТО сети Bosсh Service также имеется все необходимое для такого ремонта. В первую очередь это программное обеспечение для диагностического оборудования. В целом каких-то   принципиально необычных узлов в электромобилях нет.

сервисное обслуживание электромобилей и гибридов
Высоковольтную батарею и силовые кабели электромобилей и гибридов конструкторы прячут в зонах, наименее уязвимых при ДТП. Дополнительная сложность сервиса таких машин в том, что некоторые привычные узлы – компрессор кондиционера, отопитель – у них питаются не от 12 В, а от цепи высокого напряжения.

Главная кнопка

сервисное обслуживание электромобилей и гибридовНа случай нештатных ситуаций – дома, в дороге или на СТО – создатели машин с высоковольтной батареей на борту (как электромобилей, так и гибридов) запланировали несколько видов защитного отключения тяговой АКБ. Прежде всего, это SMR (system main rele) – главное реле системы, которое автоматически прерывает все силовые цепи в случае ДТП. Для таких ситуаций предусмотрен также сервисный разъем – размыкатель, позволяющий вручную прервать цепь высокого напряжения в пределах аккумуляторного блока и обесточить таким образом все опасные для человека компоненты автомобиля. Все сервисмены, допущенные к работе с электромобилями и гибридами, знают место расположения этого размыкателя, а также умеют им пользоваться.

Что нужно

Перечень специального оснащения для обслуживания и основных видов ремонта электромобилей невелик: прежде всего это защитные резиновые рукавицы, универсальный ключ-трещотка с изолированной рукояткой и мегомметр для определения состояния изоляции. А диагностировать параметры электронного оборудования электромобиля и гибрида можно при помощи осервисное обслуживание электромобилей и гибридовбычного универсального сканера KTS 590. В его программном обеспечении ESI Tronic заложены все данные, необходимые для проверки присутствующих на рынке электрокаров и гибридов. Для диагностики некоторых видов тяговых аккумуляторов может потребоваться современный тестер АКБ стандартного образца. Но кроме материально-технического оснащения СТО необходимо, чтобы к обращению с электромобилями и гибридами был готов персонал. Работники станции техобслуживания должны пройти хотя бы элементарную подготовку. Во-первых, им нужен своего рода курс молодого электрика, включающий простейшие правила техники безопасности. Во-вторых, сервисмены должны знать месторасположение и назначение всех компонентов электрооборудования гибридов, а также электромобилей.

сервисное обслуживание электромобилей и гибридов

Быть или не быть?

сервисное обслуживание электромобилей и гибридов
Некоторые универсальные диагностические сканеры нового образца умеют показывать напряжение каждой ячейки высоковольтной батареи. Это нужно для их правильного «лечения».

Главный вопрос, который обычно занимает владельцев электромобилей: как долго работает батарея и можно ли в случае чего ее «оживить». Все ответы получают практически на любой по-современному оснащенной СТО. Например, уже упомянутый тут сканер KTS 590 показывает напряжение каждого из десятков модулей высоковольтной батареи. И на основании этой информации специалист может сделать вывод о состоянии всей батареи и перспективах ее ремонта, который, собственно, сводится к выявлению и замене отработавших модулей.

сервисное обслуживание электромобилей и гибридов
Самый дорогой, проблемный компонент электромобиля и гибрида (его тяговая аккумуляторная батарея) в принципе, подлежит ремонту. Собранные в модули ячейки можно заменять поштучно при выходе их из строя.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.