X

Когда ГБО не дает экономить (Часть вторая)

Мы продолжаем разговор об актуальных проблемах эксплуатации и монтажа газобаллонного оборудования. Наш консультант – директор компании «Мотор-Газ» Роман Матвеев, который работает на рынке ГБО уже более десяти лет.

На какие двигатели можно установить ГБО, а на какие – нет? Есть ли сложности с турбомоторами?

Мы можем установить газобаллонное оборудование практически на любой бензиновый двигатель. Исключение составляют некоторые современные моторы с непосредственным впрыском топлива, на которые нужно ставить индивидуальное ГБО. Производители газобаллонного оборудования сделали соответствующее модификации ГБО только на некоторые популярные модели. При установке газа на турбодвигатели надо правильно подобрать редуктор и форсунки. Эти узлы должны быть высокопроизводительными. Важна также правильная подборка блока управления, который позволит максимально точно настроить ГБО.

Допустим ли монтаж газобаллонного оборудования на модели с гибридными силовыми установками, включающими бензиновые моторы?

На автомобили с гибридными силовыми установками, в которых используется бензиновый мотор, газобаллонное оборудование ставится без особых проблем. Мы уже имеем такой опыт с Toyota Prius и другими моделями, например Honda Insight, Cadillac Escalade. Более того, в ДВС гибридных силовых установок, которые работают в более щадящих режимах, с ГБО вообще не бывает побочных эффектов.

Какие причины появления запаха газа в автомобиле с ГБО?

Таких причин может быть множество. Это и некачественные шланги, которые пропускают через себя молекулы газа, и ослабление затяжки крышек фильтров или потеря герметичности из-за старения их уплотнителей, и прорыв диафрагмы газового редуктора и т.д. Если вы услышали запах газа в своей машине, нужно немедленно обратиться на специализированную станцию техобслуживания по ремонту ГБО, чтобы ее специалисты нашли источник утечек газа. Для определения опасной концентрации газа в автомобиле в продаже можно найти специальный прибор, работающий от прикуривателя (см. фото вверху).

Какие свечи зажигания дольше всего служат при работе на газе – специальные, для машин с ГБО, многоэлектродные или с жаростойкими платиновыми или иридиевыми вставками?

Все эти свечи служат где-то на 30% меньше, чем обещает их производитель, причем не только при работе на сжиженном газе, но и на бензине. В первом случае свеча быстрее «пробивается» из-за большего электрического сопротивления газовоздушной смеси, а во втором – из-за содержания в бензине железосодержащих присадок, которые формируют на керамическом изоляторе токопроводящий слой. Как показала практика, дольше служат многоэлектродные свечи и свечи с платиновыми вставками.

Как вы относитесь к установке ГБО на дизельные моторы?

Я считаю установку газобаллонного оборудования нецелесообразной, так как для нормальной работы дизельного мотора на сжиженном газе (пропан-бутан) замещение дизтоплива должно быть всего около 25%. При таком малом замещении экономический эффект от установки ГБО на дизель очень низкий. Поэтому срок окупаемости такого оборудования очень большой, а процесс установки и настройки сложный. Ошибки в данном случае могут очень дорого стоить.

Если сделать замещение сжиженным газом на уровне 50% и более, из-за высокой степени сжатия в дизельном двигателе начинается детонация. Проще говоря, процесс горения топлива и распространения фронта пламени происходит с очень большой скоростью, как при взрыве, и со значительным ростом температуры. Это приводит к ускоренному износу и разрушению деталей цилиндро-поршневой группы двигателя. Такие разрушенные дизели я видел в испытательной лаборатории голландской компании Prins, которая длительное время экспериментировала с ГБО на таких моторах.

Есть ли смысл устанавливать на двигатель, работающий на газе, вариатор опережения зажигания?

Мы недавно провели эксперимент с тремя автомобилями с целью определения эффективности вариаторов опережения зажигания. Для этого на нашем тяговом стенде проверили мощностные характеристики машин при работе на газе без вариатора и с вариатором. Результат оказался не в пользу последнего. Лишь на одном моторе мощность увеличилась на 0,6 л.с., но это в пределах погрешности измерений на стенде. Это пока начальный этап испытаний вариаторов. Эти доп­устройства мы планируем проверить еще на нескольких автомобилях.

Каковы признаки загрязнения газовых фильтров?

Основной признак загрязнения газовых фильтров жидкой и паровой фракции – отключение газобалонного обрудования при повышенных нагрузках, т.е. при интенсивных разгонах, при движении на больших скоростях и при большой загрузке авто. В этих случаях электроника отключает подачу газа и включает бензиновые форсунки. В газобалонном оборудовании 5-го и 6-го поколения, где фильтр стоит между заправочным вентилем и баллоном, признаком его загрязнения является снижение скорости заполнения баллона газом.

Правда ли, что при работе бензинового двигателя на газе можно реже менять моторное масло?

В первую очередь нужно руководствоваться рекомендациями автопроизводителя. Тем не менее нам этот вопрос тоже интересен, поэтому мы запустили один эксперимент. В служебной Toyota Camry поменяли моторное масло и до следующей замены (через 15 тыс. км.) эта машина будет ездить только на бензине. Каждые пять тысяч будем делать отбор масла и отдавать в лабораторию для исследования свойств. После очередной замены масла машина будет эксплуатироваться на газе, и мы сделаем такие же отборы и исследования масла. Так мы найдем истину в этом вопросе.