X

А если… провода теряют ток

Найти информацию о высоковольтных проводах системы зажигания автомобиля непросто даже в технической литературе. Но часто именно от их состояния зависят многие характеристики двигателя. Что же с ними может произойти?

Найти информацию о высоковольтных проводах системы зажигания автомобиля непросто даже в технической литературе. Но часто именно от их состояния зависят многие характеристики двигателя. Что же с ними может произойти?

Найти информацию о высоковольтных проводах системы зажигания автомобиля непросто даже в технической литературе. Но часто именно от их состояния зависят многие характеристики двигателя. Что же с ними может произойти?

Конструкция, назначение

Высоковольтные (ВВ) провода используются в системе зажигания автомобиля для передачи электрических импульсов от катушки или модуля зажигания на свечи. Существует два типа ВВ проводов – обычные, с металлическим центральным проводником, и специальные, с распределенными параметрами, обеспечивающие подавление радиопомех. У проводов первой группы изоляция из поливинилхлорида, резины и полиэтилена, поверх которой надета оболочка для повышения бензомаслостойкости. Они обладают низким сопротивлением (18-19 Ом/км), рассчитаны на напряжение 15–25 кВ и требуют обязательного использования помехоподавительных резисторов.

Вторая группа проводов значительно сложнее, так как в их конструкцию входят жилы (спиральные и т.д.) и оплетки из разных материалов (хлопчатобумажные, льняные, капроновые и т. д.), а также используются различные пропитки (графитовые, ферропластовые, марганец-никелевые, никель-цинковые и т. д.) и другие дополнительные элементы. Из этой группы наиболее распространены провода с изолятором на силиконовой основе. Они сохраняют эластичность при низкой температуре, не боятся перегрева, не отсыревают и допускают сильные перегибы.На концах проводов есть электрические контакты и защитные колпачки. Контакты крепятся к проводу путем обжима или пайкой (с медным сердечником). Колпачки защищают контактные пары проводов с выводами катушки зажигания, распределителя и свечей зажигания от агрессивных воздействий внешней среды, предотвращая утечку электрического тока. Основные требования к колпачкам: максимальная герметизация контактов от пыли и влаги, а также сохранение эластичности для легкости монтажа/демонтажа при любой температуре.

Симптомы неисправности

затрудненный пуск двигателя, особенно в сырую погоду;
перебои в работе двигателя на средних и высоких оборотах;
двигатель глохнет (при повреждении центрального провода);
снижение мощности двигателя;
повышенный расход топлива;
лампочка check engine срабатывает и при пропусках зажигания, причиной которых могут быть неисправные ВВ провода.

Причины выхода из строя

Ресурс высоковольтных проводов в первую очередь зависит от их качества. Со временем изолятор «стареет» из-за перепадов температур в моторном отсеке. Появляющиеся при этом микротрещины (в пластике, силиконе или резине) становятся причиной утечки тока. В результате свечи «недополучают» или вообще не получают своей порции электроэнергии. В первом случае снижается напряжение, увеличивается время образования искры. Утечки тока усиливаются при скоплении грязи на проводах и на колпачках-наконечниках, поскольку она увеличивает поверхностную проводимость изоляции. Изменение электрических параметров может происходить и из-за окисления контактов при разгерметизации колпачка-наконечника. Также утечки тока возникают, если провода перетерлись о другие детали моторного отсека, например, при неудачной установке какого-либо допоборудования.

Диагностика

Один из самых простых способов диагностики – при работающем двигателе открыть в темноте капот. Пути утечки тока в высоковольтной части системы зажигания будут светиться синим цветом.

Работоспособность проводов можно проконтролировать и по энергии искры. К проводам вместо свечей подсоединяется разрядник, а коленвал проворачивается стартером. Большое общее сопротивление во вторичной цепи или наличие утечек делают искру более бледной и тонкой. При данном тесте на автомобилях с катализатором нужно отключить подачу топлива. Разрядник представляет собой два электрода в изолированном корпусе, расстояние между концами которых 7 мм. Имитировать разрядник можно, надежно закрепив наконечник ВВ провода на определенном расстоянии от металлической детали двигателя. Более точный диагноз поможет получить диагностическое оборудование СТО.

У некоторых зарубежных проводов высокое омическое сопротивление, поэтому их установка в системы зажигания, где они не предусмотрены, может привести к перебоям в работе двигателя.

Обслуживание и ремонт

Чтобы ВВ провода не «теряли» электричество, особенно в сырую погоду, они всегда должны быть чистыми.

В процессе эксплуатации авто необходимо, чтобы провода всегда были чистыми и сухими. Для этого нужно периодически протирать моющим составом крышку распределителя, катушки зажигания, изоляторы свечей и сами провода с колпачками.

Хороший контакт в наконечниках предотвращает потерю энергии импульса, передаваемой к свечам. Поэтому желательно периодически проверять, насколько хорошо надеты наконечники на элементы системы зажигания и свечи. Чтобы не повредить провод, его рекомендуется снимать, держась за колпачок, а не выдергивать. Герметичность колпачков уменьшает окисление контактных пар. Поэтому нужно плотно «садить» колпачки, а при появлении на них трещин – заменять.

«Пробитые» провода ремонту не подлежат, а выбирая новые, учитывайте напряжение в системе зажигания автомобиля. При максимальных его значениях, согласно руководству по ремонту, изоляция не должна допускать пробоя. Предпочтительнее провода с изоляцией и колпачками, материал которых не становится жестким и ломким на морозе и выдерживает высокую температуру в моторном отсеке, например из силикона.

Выбирая провода, учитывайте, что в продаже встречаются некачественные изделия. Поэтому покупайте их там, где дают гарантию на товар.

Юрий Дацык
Фото Bosch, Beru и Андрея Яцуляка