X

ABS зимой – помогает или мешает? (видео)

Споры об эффективности системы ABS и пользе от ее работы вспыхивают с завидной регулярностью. Одни доказывают, что она только увеличивает тормозной путь и опасна. Другие уверены, что ABS – это ключ к решению всех проблем с торможением.

Чтобы понять, чью сторону занять, мы решили провести собственный тест системы ABS. И сделали его не в лабораторных условиях, а в полевых, максимально приближенных к реальной дорожной обстановке. За 40 лет компания Bosch выпустила около 457 млн комплектов ABS и ESP. Данные системы предотвратили огромное количество ДТП и позитивно повлияли на безопасность дорожного движения в мире.

Суть и условия эксперимента

Поскольку сейчас зима, то мы задались целью понять, помогает ли ABS в суровых зимних дорожных условиях. Мы выбрали два вида покрытия, которые доставляют неприятности автомобилистам: снежный покров и раскатанный бугристый гололёд. В качестве испытуемого – наш редакционный Fiat Doblo, обутый в новейшую зимнюю шину Nokian Hakkapeliitta R3. Его задача – остановиться. Наша – сравнить длину тормозного пути и возможность контроля траектории движения автомобиля. Упражнений всего два: экстренное торможение по прямолинейной траектории и торможение с объездом препятствия. Сначала тормозим с ABS, потом – без. Исходная скорость движения во всех случаях невелика – 40 км/ч.

Тормозим в снегу

Мы начали эксперимент на участке со снежным покровом толщиной 5-10 см. Такие дорожные условия возникают во время обильных снегопадов до того, как дороги расчистит техника. Первое упражнение – экстренное торможение по прямолинейной траектории. Несмотря на то, что такой тип поверхности не является очень скользким, стрекот ABS слышен сразу после нажатия на педаль тормоза. По результатам трех заездов средняя длина тормозного пути составила 19 метров. Примечательно, что в первой попытке был показан кратчайший путь (16 м), а в третьей – самый длинный (23 м).

Торможение без системы ABS нас приятно порадовало: в первой попытке машине потребовалось 12 метров, чтобы остановиться. Заблокированные колеса сразу «докопались» до основного покрытия (гравий) и эффективно замедлили машину. Вторая попытка – 16 метров. Третья попытка подтвердила результаты первой – снова 12 метров. Если льда под снегом нет, без ABS тормозной путь получился меньше. Средний результат – 13,3 м.

Переходим к торможению с объездом препятствия (его мы расположили на расстоянии 7,5 м от точки начала торможения). Мы поставили водителю задачу не отпускать педаль тормоза ни в коем случае и работать только рулем, чтобы обогнуть «преграду». И во всех трех попытках он ее не задел. Минимальный тормозной путь – 18 метров, максимальный – 26. В среднем – 23 метра.

Для тестов с отключенной ABS мы увеличили расстояние до препятствия до 10 метров. Задача у водителя прежняя: не отпуская педаль, пытаться рулем обогнуть препятствие. Первая попытка показала следующее: с вывернутыми влево колесами наш Doblo проскользил 15 метров и остановился, зацепив один из конусов, имитирующих барьер. Вторая попытка оказалась интереснее – машина остановилась до барьера, нащупав заблокированными колесами почву. Результат – 9 метров тормозного пути! Третий тест – два сбитых конуса и 14 метров тормозного пути.

Итог: в снегу (при условии, что под ним твердый грунт, а не лед) без ABS можно остановиться быстрее, но уйти от столкновения с преградой, скорее всего, не получится. С ABS тормозной путь увеличивается, но позволяет сохранить контроль над управляемостью автомобиля.

Тормозим на льду

Гололед, вероятно, самый опасный враг водителя. Недооценивать опасность льда под колесами нельзя. Начинаем с прямолинейного торможения без препятствий со скорости 40 км/ч. Начинаем традиционно с работающей AВS. Результат первого заезда – 25 метров. Это, собственно, длина нашей трассы. Второй заезд – почти 23 метра. Третий – 26 метров. Средний результат – 24,5 м. Надо отметить, что во всех случаях из-за неровностей на льду, автомобиль пытался увильнуть с траектории, но легко корректировался рулем.

Теперь пробуем без AВS. Первая попытка – 26 метров. Машина немного ушла с прямолинейной траектории, и с этим сделать ничего было нельзя. Во время второй попытки автомобиль вышел за пределы тестовой дистанции и отклонился от прямолинейной траектории аж на 3 метра! В реальной жизни это значит попал даже не в соседнюю полосу, а через одну! Тормозной путь составил 34 метра. Третья попытка – 32 метра.

Торможение на прямой по льду

Теперь торможение с объездом барьера, расположенного в 10 метрах от начала торможения. Первые три заезда – с активной AВS. Условие для водителя – не отпускать педаль тормоза и работать только рулем. Первая попытка удачная – машина ушла от препятствия и остановилась в 20 метрах от точки входа в зону торможения. Аналогичные результаты мы получили во втором и третьем заезде. Средний результат – 22,3 метра.

Дальше начинается самое интересное – попытка объехать барьер по льду на машине с неактивной ABS. Здесь мы работали двумя методами – с непрерывным нажатием на педаль и с ее отпусканием в момент маневрирования. Чуда не произошло: во всех случаях попытки объехать преграду приводили к неконтролируемому смещению автомобиля, а тормозной путь превышал даже тот, что мы предполагали. Полный провал заездов без AВS. Машина абсолютно неконтролируема, и ни разу не смогла обогнуть преграду.

Объезд препятствия по льду

Итог: cистема AВS действительно позволяет водителю контролировать автомобиль при торможении на опасных покрытиях. А на льду – даже может сократить тормозной путь. Случаев, когда во время торможения нужно еще и «отруливаться» бывает очень много – и именно здесь AВS может помочь. Но это не значит, что она даёт возможность ездить в гололед, как по сухому асфальту. Многое зависит от мастерства водителя и умения хладнокровно оценивать ситуацию. Торможение – не всегда лучшее решение.

Эксперимент проводился за пределами проезжей части! Ни в коем случае не пытайтесь повторить эксперимент на дорогах общего пользования!