Асфальт, как лед

0

Торможение в разных условиях.

После дождя заметил, что моя машина (ABS нет) на разных участках асфальта тормозит по-разному: где-то колеса блокируются сразу, где-то только после сильного нажатия на педаль. В чем же дело?

В. Ткачев, г. Луцк

Дело в том, что качество асфальта неодинаковое, и состояние его может быть разное. Так, изношенная (не разбитая, а именно изношенная) поверхность самым непосредственным образом влияет на сцепные свойства шин.

«Отполированный» асфальт по своим свойствам близок к укатанному снегу.
«Отполированный» асфальт по своим свойствам близок к укатанному снегу.
«Отполированный» асфальт по своим свойствам близок к укатанному снегу.

Считается, что величина коэффициента сцепления шин с сухим асфальтом в среднем составляет 0,5. Исследования, проведенные Московским НИИ автомобильного транспорта, показали, что на мокром асфальте этот показатель снижается до 0,4. Однако на участках с «отполированной» поверхностью данный коэффициент составляет 0,23-0,24. Для сравнения: коэффициент сцепления шин на укатанном снегу – 0,2, на гололеде – 0,1. Это означает, что для остановки со скорости 50 км/ч на «отполированном» мокром асфальте среднестатистическому автомобилю потребуется не 20 м (сухой асфальт), а 50–60 м (как на укатанном снегу).

«Полировка» асфальта – это результат износа острых граней камней, которые входят в состав дорожного покрытия, то есть снижение его шероховатости вследствие сглаживания поверхности шинами. К факторам, влияющим на сцепные качества асфальта, относят также его загрязнение частицами грунта и резины от колес. Кроме того, в первые минуты дождя на дорогах с твердым покрытием образуется слой «смазки» из вышеупомянутой грязи, растворенной в дождевой воде. Через некоторое время она смывается, и коэффициент сцепления несколько возрастает.

Подготовил Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.