Авторынок или базар?

null null
18 нояб. 00:00
1

Верховна Рада 4 ноября наконец-то приняла в первом чтении законопроект № 4385 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины (относительно налогообложения доходов от операций обратного выкупа бывших в употреблении товаров)» – об узаконивании торговли в Украине подержанными товарами, в том числе автомобилями.

Олег Назаренко

Олег Назаренко

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров

Верховна Рада 4 ноября наконец-то приняла в первом чтении законопроект № 4385 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины (относительно налогообложения доходов от операций обратного выкупа бывших в употреблении товаров)» – об узаконивании торговли в Украине подержанными товарами, в том числе автомобилями. Если документ в ближайшие недели будет принят парламентом в целом, то в Украине базар подержанных машин превратится в цивилизованный рынок подержанных автомобилей (trade-in), в госбюджет, по оценкам экспертов, ежегодно будет поступать дополнительно более 6,5 млрд. грн., а продавцы и покупатели подержанной автотехники получат гарантии безопасности и качественное ­обслуживание.

Сегодня в Украине рынка подержанных авто нет – есть базар… Конечно, официальные автоимпортеры уже пытаются запустить систему продажи подержанных машин, но, во-первых, автосалонам приходится преодолевать всевозможные препятствия в своей работе, а во-вторых, заменить свой б/у автомобиль на новый покупатель в итоге может только в рамках одного бренда. А если он решил сменить марку? Тогда выбор невелик: либо отдать машину за полцены «жучкам», которые крутятся прямо перед въездами на базары, и не морочить себе голову, либо дать объявление в «Автобазар» или другое издание, к тому же еще и самому стоять на автобазаре. Возможно, таким образом удастся продать авто за достойную цену, но определенно будет потеряна уйма времени и нервов.

Я не видел ни одного биржевого договора купли-продажи авто, в котором его цена была бы выше 1000 грн.

Еще в худшем положении находятся потенциальные покупатели подержанных авто – сегодня приобретение на базаре машины подобно игре в «русскую рулетку». Украинское законодательство прописано таким образом, что физическое лицо-продавец не несет никакой ответственности перед покупателем при продаже ему некачественного или даже угнанного автомобиля. Поэтому сегодня на базар следует отправляться в компании как минимум трех приятелей: автомеханика, эксперта-криминалиста (он проверит на предмет перебивки номера кузова и двигателя) и работника ГАИ (который «пробьет» авто по соответствующим базам данных, не находится ли оно в угоне по Интерполу, СНГ, Украине, в аресте, в залоге, в запрете на отчуждение, в кредите и т. д.). Причем последние двое за такую помощь могут быть обвинены в злоупотреблении служебным положением. А другого пути нет, ведь «шарашкина контора» – киоск на автобазаре, гордо именуемый биржей, которая якобы проверяет авто по базе данных «Угон», на самом деле ответственности перед покупателем тоже не несет. Во всем мире продажей подержанных машин занимаются предприятия автоторговли, несущие полную ответственность за автомобиль (предпродажная подготовка, ремонт, гарантия, выявление скрытых недостатков, самостоятельный запрос по месту предыдущей регистрации на предмет угона и т. д.). Но не у нас! Наши доблестные налоговики, стремясь до конца опустошить карманы своих сограждан, внесли такие нормы в Закон о подоходном налоге, что полностью исключили возможность прозрачного и открытого бизнеса в сфере торговли б/у автомобилями. В других странах гражданин платит, продавая машину, налог с прибыли (купил за одну цену, продал дороже, уплатил налог с разницы). У нас же, купив автомобиль за 150 тыс. грн., а продав его через 3 года уже за 100 тыс. грн., продавец должен уплатить 15 тыс. грн., т. е. 15% подоходного налога не от прибыли, которой реально нет, а с полной выручки от продажи (100 тыс. грн.). Должен, но не платит. Наши сограждане сознательно платят 15% подоходного налога, но только с цены, зафиксированной в биржевом договоре купли-продажи. Если ознакомиться со статистикой биржевых продаж автотранспорта, можно подумать, что в Украине машины стоят копейки! Я лично не видел биржевого договора на сумму больше 1 (одной) тыс. грн.! И действительно, продавец имеет полное право продать хоть Maybach за 100 грн. и обосновать это просто: «Очень деньги нужны были!» А с дохода в 100 грн. он уплатит 15 грн. подоходного налога, вот потому при продаже автомобилей на вторичном рынке в госбюджет поступают крохи. При торговле же б/у автомобилями по правилам, принятым во всем мире, – цивилизованно, через автосалоны подобное занижение стоимости невозможно, потому что делает бизнес на подержанных авто заведомо убыточным. С принятием законопроекта № 4385 автомобили начнут продавать через автоторгующие предприятия, в бюджет поступят дополнительные налоги от их прибыли, а человек будет застрахован от покупки некачественного товара и получит гарантию на автомобиль.

К чести налоговиков, законопроект № 4385 в ходе предварительных консультаций с ними уже неофициально согласован, и мы надеемся, что и парламент уже в ближайшие недели примет закон о торговле подержанными автомобилями, осознав его важность и для граждан Украины, и для госбюджета.

Что изменяет законопроект № 4385

1. Налог на добавочную стоимость взимается с маржи (прибыли), а не с полной стоимости товара. (Т. е. при продаже автомобиля стоимостью $10000 автосалон уже не обязан платить НДС 20% – $2000, выдав на руки владельцу только $8000, а уплатит НДС – 20% со своей прибыли. Гражданин-продавец же получает сумму продажи без вычетов).

2. При продаже не более одного автомобиля в год подоходный налог с этой суммы гражданин платит по нулевой ставке (ведь он уже уплатил все налоги, когда покупал авто, зачем же дополнительно заставлять его платить 15% от полученной суммы, т. е. $1500).

Загрузка...