X

АЗС: Потребительские комплексы

В последнее время на отечественном топливном рынке наблюдается значительное увеличение объемов некондиционной продукции. Ряд экспертов утверждает, что качество почти половины продаваемых в стране бензинов – на грани допустимого. К тому же бытует мнение о недоливе горючего. «Автоцентр» разобрался, какими правами обладает автомобилист на территории АЗС и что делать, если есть подозрение в их ущемлении.

В последнее время на отечественном топливном рынке наблюдается значительное увеличение объемов некондиционной продукции. Ряд экспертов утверждает, что качество почти половины продаваемых в стране бензинов – на грани допустимого. К тому же бытует мнение о недоливе горючего. «Автоцентр» разобрался, какими правами обладает автомобилист на территории АЗС и что делать, если есть подозрение в их ущемлении.

В последнее время на отечественном топливном рынке наблюдается значительное увеличение объемов некондиционной продукции. Ряд экспертов утверждает, что качество почти половины продаваемых в стране бензинов – на грани допустимого. К тому же бытует мнение о недоливе горючего. «Автоцентр» разобрался, какими правами обладает автомобилист на территории АЗС и что делать, если есть подозрение в их ущемлении.

Недолив топлива

При возникновении сомнений по поводу количества залитого в бак топлива автомобилист имеет право потребовать произвести контрольную проверку тут же, на станции. Согласно «Инструкции по контролю качества нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины» начальник АЗС или старший смены вместе с клиентом берут поверенную Госстандартом мерную емкость (должна присутствовать на каждой заправке), наливают в нее топливо из вызвавшей подозрения колонки и измеряют полученный объем жидкости. При температуре от –50 до +50°С погрешность должна составлять не более 25 мл на 10 литров. Заметим, что мерная емкость позволяет проверить точность колонки только при заливке в нее 20 литров горючего. Это топливо клиент должен оплатить. Затем его можно перелить в бак автомобиля. В большинстве случаев водители начинают сомневаться насчет точности отпуска топлива на основании паспортных данных о вместимости бака. Но не у всех автомобилей такие данные соответствуют фактическому объему топливного бака. К примеру, в прошлом году на одной из заправок «ОККО» представители общественного движения провели эксперимент, поочередно заполняя баки авто разных марок «под завязку», и в некоторые из них удалось залить на 10–12 л топлива больше, чем предусмотрено паспортной документацией.

  

QR-код – ссылка на «Инструкцию по контролю качества нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины». Программу для распознавания QR-кода с мобильного телефона можно бесплатно скачать в Интернете.

В «правильных» сетях АЗС есть информация о происхождении и характеристиках топлива, «горячая линия», технические средства и ресурсы, позволяющие обеспечить надлежащий контроль качества.

Сохраняйте чек после заправки. Если есть сомнения в качестве топлива, отправляйтесь на АЗС с претензией. Важно успеть до того, как в резервуар зальют новое горючее (в столице на это есть максимум сутки).

Требуйте сертификат качества (может быть копия с мокрой печатью). Сообщите о проблеме на «горячую линию» компании. Контролируйте все действия персонала при отборе и опечатывании проб.

 

С целью экономии времени, нервов и денег автомобилисту лучше не заправляться на сомнительных АЗС, даже если цена кажется очень привлекательной.

Некачественное топливо

Если у водителя возникли сомнения по поводу качества залитого в бак его машины горючего, он имеет право требовать отбора контрольных проб из вызвавшей подозрения колонки. Пробы берутся в трех экземплярах и пломбируются.Составляется соответствующий акт. Один комплект проб отдают клиенту, два – остаются на АЗС. Клиент со своей пробой едет в лабораторию. Если результаты проверки не удовлетворят сотрудников топливной компании, они могут обратиться со своей пробой в другую лабораторию. Третья проба является арбитражной и хранится на АЗС. Вся эта процедура детально расписана в «Инструкции по контролю качества нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины». Обратим внимание, что услуги лаборатории платные – клиенту придется раскошелиться на 500–1200 грн. в зависимости от полноты исследования. И если подозрения не подтвердятся, то о компенсации со стороны топливной компании можно забыть. Еще одна тонкость – наличие аккредитованной лаборатории в регионе. Так, в Украине их всего шесть: две – в Киеве и по одной в Одессе, Львове, Запорожье и Симферополе.

 

Олег Дорожовец Ведущий специалист сети АЗК «ОККО»

Работа АЗК крупных компаний построена таким образом, чтобы любое вмешательство персонала в работу ТРК даже технически было недопустимо. Если государственная проверка обнаружит несанкционированное повреждение пломбы, это чревато крупным штрафом. Каждая раздаточная колонка на современных АЗК оборудована объемомером – механическим устройством с несколькими мерными камерами с фиксированным объемом. Поворот объемомера осуществляется только в том случае, когда мерная камера доверху заполнена топливом. По окончании заданной дозы отпуска топлива колонка автоматически отключается. Соответственно, в бак попадает именно то его количество, которое прошло через объемомер. Все объемомеры перед введением в эксплуатацию настраиваются и опломбируются госповерителем. Повлиять на работу измерителя невозможно, не повредив пломбу. Кроме того, все происходящее на территории наших АЗК фиксируется видеокамерами, что в комплексе сводит к нулю вероятность вмешательства персонала в работу колонки.

Заправщики не могут повлиять на работу топливораздаточной колонки.

Олесь Пограничный Начальник отдела по связям с общественностью сети АЗК «ОККО»

В рамках программы безбарьерности, направленной на заботу о людях с особыми потребностями, новые АЗК «ОККО» оборудуются отдельными парковками для инвалидов, а также пандусами и специально приспособленными санузлами. Планировка в наших магазинах, ресторанах продумана таким образом, чтобы у посетителей в инвалидных колясках не возникало проблем с передвижением по территории автозаправочного комплекса и по залу. Для автомобилистов, путешествующих с маленькими детьми, на многих наших АЗК имеются пеленальные столики, а в ресторанах A la minute и Pasta mia – специальные детские стулья для кормления. Кроме того, на наших станциях предоставляются услуги автомойки, шиномонтажа, автосервиса, на крупных трассовых заправках – душевые кабинки и прачечные. Однако, кроме платных услуг, мы предлагаем нашим клиентам дополнительные бесплатные опции. В частности, оператор АЗК обязательно предложит вам протереть стекла и фары автомобиля, поможет проверить давление в шинах, подкачать колеса. Постепенно мы оборудуем наши комплексы беспроводным Интернетом – Wi-Fi.

Мы стараемся быть законодателями моды качественного обслуживания.

Иван Терентьев
Фото Сергея Кузьмича