Безопасные узлы

Лето – сезон агрессивной езды и высоких скоростей. И техническое состояние машины в этот период обеспечивает безопасность не только «экстремалов», но и тех, кто находится рядом на дороге. Ведь избежать столкновения с подрезающим тебя авто на машине с малоэффективными тормозами, разбитыми рулевым и подвеской иногда очень сложно.

В дождь за видимость отвечают стеклоочистители и система вентиляции, исключающая запотевание стекол. На некоторых СТО наличие влаги в тормозной жидкости проверяют специальным прибором. Чтобы доверять своему манометру, его показания лучше перепроверить на шиномонтаже. Внимание! После установки новых колодок первые 500 – 1000 км они притираются, поэтому эффективность тормозной системы будет ниже. Установка масленок в шаровые опоры и наконечники рулевых тяг, а также периодическое (через 5 тыс. км) смазывание этих узлов позволяют увеличить их ресурс. Для улучшения работы фар можно использовать лампы с повышенной светоотдачей. Частично улучшить видимость через посеченное стекло позволяет полировка специальными препаратами. Такую шину с изношенным до корда протектором на высоких скоростях под действием центробежных сил может разорвать. Люфты в шаровых опорах быстрее проявляются при среднем рабочем положении нижнего рычага, поэтому под него лучше подставить упор.

Лето – сезон агрессивной езды и высоких скоростей. И техническое состояние машины в этот период обеспечивает безопасность не только «экстремалов», но и тех, кто находится рядом на дороге. Ведь избежать столкновения с подрезающим тебя авто на машине с малоэффективными тормозами, разбитыми рулевым и подвеской иногда очень сложно.

Что же в конструкции автомобиля отвечает за его послушность в непредвиденных ситуациях, требующих резких маневров и экстренного торможения? Существует несколько ответственных за безопасность «лиц»: круглосуточно – тормозная система, подвеска, рулевое и шины, ночью подключаются фары и лобовое стекло, а в дождь – системы очистки и омывания стекла.

Тормоза

Начнем с тормозной системы. Ведь именно от нее зависит длина остановочного пути автомобиля, а также курсовая устойчивость и управляемость во время торможения. Возможных причин снижения эффективности тормозов очень много – подклинивание поршеньков суппортов, износ тормозных колодок и дисков (барабанов), попадание воздуха в контуры системы, неисправность вакуумного усилителя тормозов, подтекание жидкости из рабочих или главного тормозных цилиндров.

Большинство этих неисправностей выявляется в ходе «домашней» диагностики. В первую очередь контролируют толщину накладок колодок (минимум 2 мм) и тормозных дисков (диаметр тормозных барабанов). Если на диске есть глубокие канавки, лучше всего его проточить (при наличии запаса толщины). Стоит обратить внимание и на состояние сальника подшипника ступицы. В случае, когда он потерял герметичность, на тормозной диск может попадать смазка, и процесс торможения будет сопровождаться уводом автомобиля в сторону.

Желательно также провести ходовые испытания, выбрав ровный участок дороги с однородным асфальтовым покрытием. Резкое торможение до блокировки колес (давление в шинах должно быть одинаковым) позволит проверить, равномерно ли срабатывают их тормозные механизмы. Если одни колеса (слева или справа) блокируются раньше, а другие – позже и автомобиль при этом уводит в сторону (руль при торможении отпущен), значит, следует искать сбои в «ослабевшем» механизме. При наличии АBS колеса не должны блокироваться, а на педали тормоза должны ощущаться толчки работающей системы.

Нельзя забывать и о том, что тормозная жидкость имеет ограниченный срок службы. Обладая большой гигроскопичностью, со временем она поглощает влагу, что приводит к снижению температуры ее кипения. В летнюю жару на затяжных спусках это очень опасно, поскольку при закипании жидкости тормозная система теряет работоспособность. Во избежание таких неприятностей «тормозуху» желательно менять каждые 2 года независимо от пробега.

Подвеска

Подвеска – это часть автомобиля, которая в первую очередь влияет на его устойчивость и управляемость, хотя, например, работоспособность амортизаторов сказывается и на длине остановочного пути. Самостоятельно диагностировать состояние ходовой сложно, поэтому рекомендуем привлечь помощника, а лучше двух. Для начала следует осмотреть сайлент-блоки, а затем поискать люфты при боковом раскачивании колеса за вершину. Сайлент-блоки, покрытые крупными трещинами, лучше заменить. Далее нужно проверить состояние шаровых опор (у старых машин – шкворней). Эти операции выполняются с вывешенным колесом, но при загруженной подвеске (с упором-подставкой под нижний рычаг в среднем положении). Верхнюю шаровую проверяют, раскачивая колесо за верхушку. С нижней намного сложнее, поскольку она находится в постоянно нагруженном состоянии. Для ее диагностики специальным калибром определяют износ шарового пальца по глубине посадки или используя монтировку как рычаг, проверяют на предмет наличия люфта.

Самостоятельно точно определить состояние амортизаторов в современном автомобиле без специального стенда невозможно. Только если появились потеки масла или участились случаи пробоя подвески, можно говорить о необходимости замены амортизатора. Кстати, это лучше делать одновременно с обеих сторон, иначе при торможениях на неровной дороге машину будет уводить в сторону.

Поведение авто в экстремальных ситуациях улучшится после установки более жестких газовых (спортивных) амортизаторов и дополнительного стабилизатора.

Рулевое

От точности работы рулевого управления зависит не только курсовая устойчивость, но и то, как быстро автомобиль в экстремальной ситуации изменит траекторию движения. В процессе эксплуатации этот показатель ухудшается из-за появления люфтов в шарнирах тяг и самом рулевом механизме. При этом свободный ход руля увеличивается и порой достигает 30 – 50 градусов.

Рулевое можно продиагностировать и не вывешивая колеса автомобиля. Достаточно поворачивать баранку резкими переменными движениями в одну и другую сторону, чтобы напарник в это время понаблюдал, как работают шарниры наконечников тяг и маятник, и определил, есть ли в них люфт. Если есть, потребуется их заменить. При отсутствии люфта в шарнирах и большом свободном ходе руля неисправность следует искать непосредственно в рулевом механизме (рейке, редукторе).

Шины

От давления в шине также зависит управляемость автомобиля и длина тормозного пути. При повышенном давлении покрышка становится более жесткой, и это расстояние увеличивается. Если этот показатель ниже нормы, ухудшается чувствительность руля; более того – при резких маневрах колесо может «разуться». Так что давление должно соответствовать рекомендациям автопроизводителя.

Во время дождя очень важна способность шины удалять воду из пятна контакта, а это напрямую зависит не только от особенностей рисунка протектора, но и от остаточной глубины канавок. Чем она меньше, тем хуже удаляется вода, следовательно, повышается склонность шины к аквапланированию.

Напомним, что согласно ПДД остаточная глубина протектора шин легковушки не должна быть меньше 1,6 мм.

Фары

В темное время суток безопасность во многом зависит от качества освещения дороги, а этим «заведуют» фары. Эффективность их работы может снизиться по нескольким причинам – если нарушена регулировка, из-за старости снизилась светоотдача лампы, а также помутнел отражатель или защитное стекло. В последних двух случаях работу фар можно улучшить, установив галогенные лампы с повышенной светоотдачей (+30%, +50%). Восстановить отражатель и пластиковое стекло практически невозможно.

Регулировать фары следует в соответствии с требованиями ПДД. Попытки увеличить дальность действия ближнего света, как правило, приводят к ослеплению водителей встречных машин. А они, в свою очередь, могут выехать на вашу полосу движения.

Стеклоочистители, стеклоомыватели

В бачок стеклоомывателя теперь уже нужно заливать не зимнюю незамерзающую жидкость, а специальную летнюю, хорошо удаляющую следы насекомых на лобовом стекле. Именно они летом заметно ухудшают видимость ночью. От них же страдает и эффективность работы фар. В багажнике, кстати, желательно иметь специальное средство для удаления следов насекомых вручную.

На капот можно установить и так называемую «мухобойку», которая изменяет направление потока воздуха, обтекающего кузов, благодаря чему о стекло ударяется меньшее количество насекомых. Правда, при этом наверняка немного ухудшится аэродинамика автомобиля.

 Полная диагностика

Полная диагностикаПолная диагностикаПолучить достоверную полную информацию о техническом состоянии автомобиля можно на современной линии инструментального контроля. Там проверяется не только подвеска, а и ходовая часть. Стоит проверить также состояние электрооборудования, тормозов, углы установки колес и прочее. Сейчас эта процедура доступна каждому – ее стоимость составляет от 36 грн. При этом следует обратить внимание не только на исправность узлов автомобиля, а и на целостность пыльников и резиновых манжет. Появление на них незначительных трещин чревато дорогостоящим ремонтом, которого можно избежать, вовремя заменив поврежденные чехлы.

Юрий Дацык, Дмитрий Пятак
Фото Андрея Яцуляка и Владислава Бойко

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.