X

Дело о дизельном геле

Сильные морозы нынешней зимой стали причиной остановки многих дизельных машин, в баках которых жидкое топливо превратилось в гель. На каких же автозаправочных станциях (АЗС) продолжают продавать «летнее» дизтопливо?

Сильные морозы нынешней зимой стали причиной остановки многих дизельных машин, в баках которых жидкое топливо превратилось в гель. На каких же автозаправочных станциях (АЗС) продолжают продавать «летнее» дизтопливо?

Сильные морозы нынешней зимой стали причиной остановки многих дизельных машин, в баках которых жидкое топливо превратилось в гель. На каких же автозаправочных станциях (АЗС) продолжают продавать «летнее» дизтопливо?

На этот и другие вопросы взялись ответить специалисты Института потребительских экспертиз. В сертифицированную лабораторию накануне Нового года они отправили образцы импортного (Евро 4), брендированного и обычного дизтоплива, взятые на АЗС ТНК, «Лукойл», ОККО (ДП Евро), ANP, WOG, КЛО (Евро), «Укртатнафта» (Formula) и Shell (V-Power Diesel).

Испытания на определение граничной температуры фильтрации показали, что практически все взятые образцы являются «зимним» топливом, кроме отобранного на АЗС WOG, который не дотянул до норматива всего на один малосущественный градус. Первое место разделили образцы ДП Евро из АЗК ОККО (граничная температура -26°С) и Shell V-Power Diesel (граничная температура -25°С). Таким образом, после того как «гром прогремел после молнии», на большинстве АЗС дизтопливо стало полностью отвечать требованиям по морозостойкости. Но 100-процентная уверенность в этом может быть только относительно АЗС крупных сетей.

Попутно проверили и качество дизтоплива на соответствие нормам нового ДСТУ 4840:2007. Этот стандарт соответствует требованиям современных дизелей, отвечающим экологическим нормам Евро 4. Кстати, параллельно с новым стандартом в Украине действует и старый – ДСТУ 3868-99. Основное различие между ними – содержание серы в топливе. Если для обычного дизтоп­лива допускается до 2000 мг/кг, то в Eвро 4 – не более 50 мг/кг. По результатам теста все испытуемые уложились в наш «евростандарт», и только образец от ANP с количеством серы 215 мг/кг (больше в 4–10 раз, чем у остальных участников) отвечает более «мягкому» ДСТУ 3868-99.

Для максимальной уверенности в топливо желательно дополнительно добавлять и антигелевые присадки.

По «ЕвроДСТУ» предусмотрена новая марка дизеля – ДП Евро, где приставка «Евро» указывает на соответствие более жестким нормам. Но некоторые сети называют свое топ­ливо «Евродизель», хотя в сертификате соответствия оно отвечает лишь старому ДСТУ 3868-99. Поэтому сверяйте обозначение марки топлива на стеле с документами на топливо и сертификатами соответствия.

Кроме массового содержания серы, образцы были проверены по таким параметрам, как цетановое число, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле и граничная температура фильтрации. Результаты проверки цетанового числа показали, что настоящий ДП Евро был приобретен на АЗС Shell – V-Power Diesel и ОККО – ДП Евро. Только они «дотянулись» до заветной черты в 51 единицу. Остальные показали результат 47–48 единиц, что вполне достаточно для комфортной работы двигателя.

По фракционному составу все образцы уложились в норматив. По температуре вспышки в закрытом тигле тоже ни у кого проблем не было.

Нормам нового ДСТУ 4840:2007 отвечают только ДП Евро от АЗК ОККО и V-Power Diesel от Shell. У остальных образцов результаты неплохие, но тест на соответствие ­«ЕвроДСТУ» они не прошли. Кроме того, в V-Power Diesel введена присадка для увеличения ресурса двигателя. Но за высокие технологии нужно платить, поэтому его стоимость выше, чем на других АЗС.

Справка

Морозостойкость
Дизтопливо очень чувствительно к пониженным температурам из-за наличия в нем молекул парафинов. В «летнем» ДТ парафины кристаллизуются уже при -5°С (топливо мутнеет), а при -10°С оно загустевает и кристаллики парафинов забивают топливные фильтры. В то же время у «зимнего» дизтоплива самая низкая температура фильтрации должна быть не выше -20°С.

Сера
При повышенном содержании серы увеличивается износ деталей двигателя, сокращается срок службы масла, снижается ресурс лямбда-зондов и нейтрализаторов. Продукты сгорания серы при взаимодействии с водой образуют серную и сернистую кислоты, которые, в свою очередь, провоцируют коррозию металла.

Цетановое число
Чем оно выше, тем более спокойно и плавно горит топливная смесь и тем лучше и мягче работает двигатель. Согласно старому стандарту для «обычного» дизеля цетановое число должно быть не менее 45 единиц. А вот по новому ДСТУ 4840:2007 – не ниже 51 единицы, что очень важно для современных динамичных дизелей. В случае заправки такого автомобиля «старым» дизтопливом обычно снижается мощность и повышается жесткость работы мотора.

Результаты исследования дизельного топлива

АЗС

ДСТУ

Фракционный состав, % / °С*

Цетановое число

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже °С

Массовая часть серы, мг/кг, не более

Граничная температура фильтрации, не выше °С

не более

не менее

Норматив

4840:2007

65

85

51

55

50

– 20

3868-99

-/280*

-/370*

45

40

2000

– 15

«Укртат-нафта»

4840:2007

43

98

47

64

50

– 21

КЛО

4840:2007

43

97.5

48

55

10

– 22

ОККО

4840:2007

43

96.5

51

62

40

– 26

ТНК

4840:2007

44

96.5

48

67

34

– 24

Shell

4840:2007

45

96

51

55

10 

– 25

«Лукойл»

4840:2007

44

96

48

68

10

– 24

WOG

4840:2007

43.5

94

48

66

73

– 19

ANP

3868-99

– /257*

– /348*

48

64

215

– 21

Юрий Дацык

По результатам испытаний Института потребительских экспертиз