X

Десять вопросов из тысяч

За 10 лет читатели прислали только в рубрику «Автоответчик» около 2000 вопросов. Некоторые из них заставляли нас серьезно задуматься. Мы искали ответы в библиотеках, НИИ и сервисных центрах, а иногда приходилось обращаться непосредственно к производителям автомобилей и комплектующих.

За 10 лет читатели прислали только в рубрику «Автоответчик» около 2000 вопросов. Некоторые из них заставляли нас серьезно задуматься. Мы искали ответы в библиотеках, НИИ и сервисных центрах, а иногда приходилось обращаться непосредственно к производителям автомобилей и комплектующих.

Почему плохо переключаются передачи

В новых «Славутах» и «Тавриях» плохо включаются передачи. Что можно сделать для облегчения управления КП?

С. Крамер, Полтавская обл.

Эта проблема действительно актуальна. По утверждению представителей Мелитопольского моторного завода, где собираются КП для автомобилей ЗАЗ и «Сенс», она возникает вследствие неэффективной работы синхронизаторов. Для существенного облегчения включения передач необходима установка трехконусных синхронизаторов. Однако в Украине и в России нет оборудования для их изготовления. Если же заказывать синхронизаторы в Германии или Японии, стоимость КП заметно возрастет.

Облегчить включение передач в процессе эксплуатации может грамотная обкатка нового автомобиля. Для этого можно делать «двойной выжим» – при выжатой педали сцепления переводим рычаг сначала в положение «нейтраль», затем отпускаем и снова нажимаем педаль и включаем требуемую передачу. При переключении на пониженную следует делать перегазовку, то есть повторить «двойной выжим», при этом когда рычаг находится в положении «нейтраль» и отпущена педаль сцепления – нажать и отпустить педаль газа.

Проблемы с включением передач могут возникнуть и из-за неправильной сборки и регулировки привода механизма управления КП.

Делаем колодки сами

Оригинальные тормозные колодки на эксклюзивные иномарки, например, Rover и др., стоят очень дорого. Поэтому некоторые их владельцы решают проблему просто – покупают более дешевые колодки к другим иномаркам или даже отечественным машинам и обтачивают их на фрезерном станке «под родные». По их утверждению, «модернизированные» детали служат не хуже заводских. Действительно ли это так?

Алексей Ф., Тернополь

В производстве качественных тормозных колодок используют различные фрикционные смеси – в зависимости от автомобилей, для которых выпускаются эти детали. Обусловлено это различным весом и скоростными характеристиками машин, поэтому использование «неродных» колодок чревато уже тем, что коэффициент трения между накладками и диском будет отличаться от нормы. Эффективность работы тормозной системы либо снижается, либо, наоборот, повышается. И то, и другое – плохо. В первом случае вырастет тормозной путь (при экстренных торможениях), а во втором – автомобиль будет «клевать носом». При обработке на фрезерном станке в фрикционном слое могут появиться микротрещины, которые невооруженным глазом не видны. Из-за них фрикционная накладка в процессе эксплуатации может разрушиться или вообще «отклеиться» от опорной пластины.

Так что использовать обточенные на фрезерном станке тормозные колодки опасно. Как выход из положения – можно приобретать неоригинальные качественные колодки, предназначенные для данного автомобиля. Это дешевле и, главное, безопаснее.

В последние годы широкое распространение получил детейлинг автомобиля, суть которого заключается не только в придании красоты, а в обеспечении дополнительной защиты кузова, агрегатов, колес и делателей салона.

«Нитрос» на «Жигули»

 

Можно ли поставить нитросистему на карбюраторный двигатель ВАЗ-2109 объемом 1,3 л?

Богдан, г. Киев

Установка системы впрыска закиси азота (N2O) на четырехцилиндровый двигатель позволяет кратковременно увеличивать максимальную мощность на 25–50%. «Нитрос» можно установить как на впрысковый, так и на карбюраторный мотор, в том числе и на «вазовский». В первом случае модернизировать систему питания не придется, а вот с карбюратором нужно будет повозиться, хотя достичь оптимальной работы мотора на всех режимах все равно не удастся. Стандартный «вазовский» бензонасос может не обеспечить необходимой производительности топливоподачи. При подаче закиси азота в цилиндры из-за существенного прироста крутящего момента ряд деталей двигателя могут не выдержать повышенной нагрузки, что при регулярном использовании «нитроса» чревато резким снижением ресурса мотора или его выходом из строя.

Именно по этой причине нитросистему не советуют устанавливать на недоработанный двигатель.

Зачем гощикам подшлемник

Давно увлекаюсь гонками «Формулы-1» и ралли, всегда смотрю их телетрансляции, но ни разу не услышал ответа на такой вопрос: зачем гонщики, прежде чем надеть шлем, натягивают на голову тряпичный подшлемник?

Владимир Серов, Черниговская обл.

На самом деле подшлемники, или балаклавы, вовсе не тряпичные. Они предназначены для защиты гонщика от высоких температур в случае пожара и сделаны из двух слоев номекса – синтетического материала, который не плавится при нагревании. У изделий из номекса есть лишь один очевидный недостаток: в них пилоты сильно потеют. Тем более что температура в кокпите во время гонки иногда доходит до +50°С! Но гонщикам приходится это терпеть – ничего эффективнее номекса пока не придумано.

Загадочный мотор

Объясните, в чем отличие пятитактного двигателя Миллера на Mazda Xedos от обычных моторов?

Алексей Литвиненко, г. Киев

Уточним: мотор Миллера (Miller cycle) не пятитактный, а четырехтактный. Это усовершенствованный классический двигатель внутреннего сгорания. Разница заключается в фазах газораспределения. Классический мотор работает по циклу немецкого инженера Николаса Отто, а «маздовский» двигатель Миллера – по циклу британского инженера Джеймса Аткинсона, хотя назван почему-то в честь американского инженера Ральфа Миллера. В «маздовском» моторе Миллера впускной клапан закрывается не близко к нижней мертвой точке, а значительно позже – при повороте коленвала на 70° от НМТ.

Такие фазы газораспределения позволили снизить насосные потери, так как часть смеси при движении поршня вверх выталкивается во впускной коллектор, уменьшая в нем разрежение. Кроме того, мотор работает по так называемому циклу с увеличенной степенью расширения, при котором энергия отработавших газов используется более длительный период, т. е. с уменьшением потерь выпуска. Это дает возможность более полно использовать энергию отработавших газов, что, собственно, и обеспечивает высокую экономичность двигателя.

Lanos на 76-м бензине

Слышал, что полуторалитровый двигатель Daewoo Lanos может работать на бензине А-76. Правда ли это?

Дмитрий Яцюк, г. Кировоград

Да, моторы Daewoo Lanos могут работать на бензине А-76 (А-80), а также А-92, А-95. Для этого предусмотрена возможность переключения электронного блока управления (ЭБУ) двигателем для работы на других сортах бензина – А-83, А-87, А-95 (зарубежная маркировка). Приближенным аналогом А-83 является А-76 или А-80, бензина А-87 – А-92. Если в бак заливается и 92-й и 95-й, вносить коррективы в работу электроники не стоит. Переключать на бензин А-95 есть смысл лишь при полной уверенности в высоком качестве заливаемого топлива. Переключение ЭБУ в другой режим работы осуществляется перемыканием контактов специального разъема. Паспортные характеристики автомобилей соответствуют работе двигателя на 95-м бензине. При работе на низкооктановом топливе (А-76 (80), А-92) динамические характеристики ухудшаются, а расход топлива увеличивается.

«Потерянный» ноль

На упаковке некоторых автозапчастей и препаратов автохимии, произведенных в США, штрих-код начинается с цифры 7, а не 0. Объясните, почему?

Семен К., г. Симферополь

Мы попросили ответить на этот вопрос специалистов Ассоциации автоматической идентификации «Юнискан». Вот что нам рассказали.

По международным стандартам, все изделия, поступающие в розничную продажу, маркируются штрих-кодами. Наиболее распространены коды стандарта EAN-13 (European Article Numbering, или Европейский артикул) и UPC (Universal Product Code, или Универсальный товарный код).

Первые используются преимущественно в европейских, азиатских, центрально- и южноамериканских странах, вторые – на североамериканском континенте.

Оба кода являются 13-разрядными и полностью совместимы, благодаря чему маркировка, нанесенная на упаковку товара в одной стране, может быть расшифрована в другой.

Коды UPC позволяют отобразить 12 цифр. В EAN-13 возможно отображение 13 знаков, но одна из цифр кодируется «неявно» (может отсутствовать).

Производитель или фирма-упаковщик продукции, выпущенной в Северной Америке, могут маркировать ее в зависимости от места предполагаемой реализации не по стандартам UPC, а по европейским EAN-13.

В префиксах (первых цифрах) обоих кодов страна изготовления товара зашифрована по-разному. Например, маркировка 7 1598140008 3 полностью соответствует стандарту UPC, принятому в США и Канаде (префикс кода – 7).

В кодах EAN-13 за США и Канадой закреплен префикс 0, поэтому, если товар, произведенный в североамериканском регионе, официально завозится в Европу, его штрих-код начинается не с 7, а с 0.

Если же вам предлагают товар с клеймом «Made in USA» и с первой цифрой штрих-кода 7, велика вероятность, что он завезен в Украину неофициально.

Эффект земной подушки

Что такое «граунд-эффект» и почему запретили его использование в Формуле-1?

Юрий Кравчук

Суть «граунд-эффекта» (эффекта земной подушки) заключается в увеличении прижимной силы с помощью специально профилированного днища. Проходя между ним и дорожным полотном, воздушный поток ускоряется, а давление воздуха, соответственно, падает. Разница давления над автомобилем и под ним создает дополнительную прижимную силу, что повышает устойчивость болида как на прямых, так и при прохождении поворотов. Так как окружающий воздух стремился заполнить пространство под автомобилем, по краям боковых понтонов устанавливали специальные уплотнения. После нескольких аварий, причиной которых было внезапное пропадание прижимной силы при проезде неровностей, использование «граунд-эффекта» с 1983 года запрещено.

Бывают ли мотоциклы полноприводными?

Комментатор ралли Париж – Дакар несколько раз упоминал о полноприводных мотоциклах (на двух колесах). Разве такие бывают?

Сергей Рябиков, Берегово Закарпатской обл.

Бывают! Серийно производится полноприводный эндуро Yamaha WR 450 F 2-Trac. В основу 2-Trac лег моноприводный эндуро WR 450 F. Его 1-цилиндровый 449-кубовый «четырехтактник» развивает 53 л. с., и при весе 129 кг мотоцикл разгоняется до 140 км/ч. Единственное отличие «полноприводника» – гидропривод переднего колеса, разработанный Ohlins. Над КП установлен приводимый цепью масляный насос (гидромотор). Создаваемое им давление посредством двух гибких трубопроводов передается на ступицу переднего колеса. Если оба колеса вращаются с одинаковой частотой, то передний привод не задействуется. При начинающейся пробуксовке заднего колеса гидромотор подключает переднее. Максимальная величина крутящего момента, сообщаемая на передок, – 15%.

Электронаддув

Используют ли электромотор для наддува двигателя? Ведь такая схема требует минимальных переделок…

М. Серко, г. Одесса

Теоретически это вполне реализуемо. При такой схеме возможно даже включение наддува в случае необходимости. Некоторое время назад в США предлагались комплекты для самостоятельной установки наддува с электроприводом на инжекторные автомобили. Но в существующих двигателях с наддувом такая конструкция пока не применяется, за исключением Mazda RX-8 с гибридной силовой установкой, предназначенной для работы на водороде. Правда, электропривод используется только как вспомогательный механизм для раскручивания турбонагнетателя, что позволяет получить требуемое давление наддува практически с холостых оборотов.