X

Дороги, ведущие в Рим

Где впервые начали строить дороги с более-менее долговечным покрытием.

Где впервые начали строить дороги с более-менее долговечным покрытием.

Где впервые начали строить дороги с более-менее долговечным покрытием?

Костя Федющенко, Днепропетровск

Специально прокладывать дороги для перемещения людей и грузов начали еще в Древнем Китае. Но полноценную конструкцию долговечной дороги разработали позднее – около двух тысяч лет назад, в Древнем Риме. По данным историков, общая протяженность дорог Римской империи достигала 10 тыс. миль. Пять основных, как сейчас бы сказали, «транспортных коридоров» пересекали огромную территорию: от Северной Африки до Шотландии, от Испании до Средней Азии. Эти магистрали имели стратегическое значение – по ним перебрасывались войска и товары из колониальных стран. Поэтому их сооружению уделялось особое внимание.

Древнеримские дороги, как и теперешние, были многослойными. Они состояли из покрытия и основания. Верхняя часть – покрытие – воспринимала нагрузку от транспортных средств, а основание равномерно распределяло и снижало давление колес и лошадиных копыт на расположенный ниже грунт.

Первым слоем укладывались два ряда плоских камней, расположенных определенным образом. На них – галька размером с кулак, затем засыпалась галька более мелкой фракции. Для прочности слои заливали известковым раствором.

В качестве самого верхнего слоя насыпали щебень или укладывали камень наподобие современной брусчатки. Чтобы вода не задерживалась на проезжей части и не разрушала покрытие, его профиль делали выпуклым. Кроме того, в нужных местах устраивали водостоки.

Построенные таким образом дороги на самом деле служили тысячу лет – они начали массово разрушаться только в эпоху раннего средневековья. Причина такого долголетия римских путей сообщения не только в их разумном устройстве, но и в относительно небольшой массе транспортных средств, которые по ним двигались.

Подготовили Юрий Дацык, Дмитрий Пятак, Игорь Широкун
Фото фирм-производителей