X

Двигатель: Победа над течью

Как вылечить одну из «хронических болезней» двигателя УЗАМ-412.

Как вылечить одну из «хронических болезней» двигателя УЗАМ-412.

Частая «болезнь» двигателей «Москвичей» семейства УЗАМ-412 – течь масла из-под бензонасоса. Решить эту проблему можно путем тщательного подбора запчастей.

Причина этой досаждающей многим автовладельцам неисправности – неправильная посадка топливного насоса, а точнее – искривление его фланца. Уплотнительная прокладка из картона в этом случае не способна компенсировать возникший зазор.

Между тем, если вникнуть в суть проблемы и поискать причину изгиба металлического фланца толщиной около 9 мм, выяснится, что во всем «виновата» та самая пластмассовая теплоизолирующая прокладка, призванная защитить насос от перегрева и паровых пробок.

Довольно часто в продаже попадаются прокладки из несоответствующих материалов – фторопласта, капрона, которые начинают «протекать» под действием температуры и давления фланца, прижимаемого двумя гайками. Утечка масла провоцирует водителя подтягивать гайки сильнее, что лишь усугубляет ситуацию. Края фланца вдавливаются в мягкий пластик прокладки, а центральная часть, напротив, под штоком, толкающим рычаг-балансир привода насоса, «отжимается» от головки блока цилиндров.

Если пластмассовая прокладка некачественная, не поможет замена бензонасоса, фланец которого искривляется буквально после первого же затягивания гаек.

При подборе и установке новых деталей следует учесть, что шайбы на оси рычага привода насоса могут выступать за привалочную плоскость фланца. Поэтому, если на теплоизоляционной прокладке нет соответствующего углубления (а такие встречаются в продаже), шайбы будут упираться в прокладку, «помогая» фланцу искривляться при затягивании гаек.

Качественная теплоизоляционная прокладка должна быть сделана из термореактивного материала (обычно черного цвета), не размягчающегося при нагреве. На них не остаются углубления при надавливании острым ножом или отверткой. Кстати, если постучать по ним металлическим предметом, раздается характерный звонкий звук. В центральной части прокладки на одной из сторон должна быть выемка глубиной около миллиметра. Уплотнительные прокладки (или хотя бы ту, которая будет непосредственно соприкасаться с бензонасосом) также нужно подбирать с вырезом напротив механизма привода насоса. Желательно, чтобы эти уплотнительные элементы были не тоньше 0,25 мм – иначе сложно обеспечить надлежащую герметичность соединения. Если поверхности головки блока, фланца насоса или пластмассовой прокладки имеют местные незначительные дефекты, лучше применить более толстый уплотнительный материал – до 0,8 мм. В этом случае подойдут паронит или плотный картон. Кстати, в продаже встречаются и готовые прокладки увеличенной толщины.

Однако следует помнить, что дальнейшее увеличение суммарной толщины снижает производительность бензонасоса, поскольку длины штока-толкателя может не хватать для полного рабочего хода механизма насоса.

Прикладывать чрезмерную силу, затягивая гайки, не следует. Если со временем прокладка «усядется», течь может возобновиться, но подтягивать крепление в таком случае не рекомендуется. Необходимо просто заменить прокладку, иначе фланец бензонасоса снова искривится.

Подготовил Игорь Широкун
Фото автора и Владислава Бойко