X

Двигатель: Предкамера для бензина

Двигатель ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием.

Двигатель ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием.

Какова судьба двигателя ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием?

Леунов В. Г., Горловка

Принцип форкамерно-факельного зажигания был разработан Горьковским автомобильным заводом (автор – Эварт Г. В.) в сотрудничестве со специалистами Института химической физики АН СССР еще в 50-е годы. Авторское свидетельство на разработку было получено 18 декабря 1956 года.

Толчком к созданию двигателя с форкамерно-факельным зажиганием на «ГАЗе» послужил серийный выпуск в 1972 году таких моторов японской фирмой Honda, которая смогла обойти приоритетность отечественного патента. Советский двигатель получил обозначение ГАЗ-4022.10. От своего предшественника ГАЗ-24Д он отличается новой головкой блока цилиндров с иными газовыми каналами, дополнительными маленькими впускными клапанами для форкамер, системой впуска воздуха, настроенным выпуском, увеличенным ходом клапанов, модернизированным распредвалом. Кроме того, были разработаны карбюратор К-156 оригинальной конструкции, распределитель зажигания, новая система охлаждения двигателя (как у двигателя ВАЗ-2101), а водяной насос внедрили в блок цилиндров. Впервые на этих моторах ГАЗ был применен воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом.

Приемочные испытания автомобиля ГАЗ-3102, на который устанавливался двигатель ГАЗ-4022.10, были проведены в 1980 году. Они показали преимущество этого автомобиля перед ГАЗ-24 по топливной экономичности и токсичности отработавших газов, особенно по показателю выброса окиси углерода. В том же году были выпущены первые 25 автомобилей с данным мотором.

Затем документацию по изготовлению двигателей ГАЗ-4022.10 передали Заволжскому моторному заводу, который с 1981 года начал их серийное производство, но уже под новым названием – ЗМЗ-4022.10. Наибольшее количество этих моторов было выпущено в 1986 году – 4000 шт. Всего за 11 лет произведено около 27 тыс. автомобилей ГАЗ-3102 с двигателями ЗМЗ-4022.10.

Однако последующая эксплуатация автомобилей ГАЗ-3102 с двигателями ЗМЗ-4022.10 не подтвердила их значительной топливной экономичности. Сложность конструкции и необходимость финансовых затрат на доводку моторов обусловили прекращение их выпуска в 1992 году. На смену этим двигателям пришли модели ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-406.10.

 Характеристики двигателей для «Волг» ГАЗ-3102
ДвигательЗМЗ-4062.10ЗМЗ-402.10ЗМЗ-4022.10
ТипБенз., с впр. топлива, 4-цил., рядн., 16-клапан. с 2-мя верхн. распре-делительными валамиБенз., карб., 4-цил., рядн., с верхн. расположе- нием клапановБенз., карб., 4-цил., рядн., с форкамерно-факельным зажиг.
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм92 х 8692 х 9292 х 92
Рабочий объем, л2,2872,4462,446
Степень сжатия9,58,28,0
Номин. мощн., л. с. (кВт)/об/мин (брутто) 145 (110,3)/ 5200100 (73,5)/4500102 (75)/4750
Макс. крутящий мом., кгс*м (Н*м)/об./мин21,0 (206)/400018,6 (182,4)/ 250018,5 (182)/2500 – 3000
Удельн. расход топлива не более, г/кВт.ч (г/л. с.ч)299,2 (220)285,6 (210)
Карбюратор К-151СК-156

Подготовили Юрий Дацык, Игорь Широкун, Сергей Иванов
Фото Андрея Яцуляка и фирм-производителей