X

Есть ли проблемы у автомата?

Хотя современные автоматические коробки передач в разных моделях могут быть устроены абсолютно по-разному, основные правила их эксплуатации практически одинаковы. Но некоторые действия водителя с АКП могут привести к печальным последствиям.

Хотя современные автоматические коробки передач в разных моделях могут быть устроены абсолютно по-разному, основные правила их эксплуатации практически одинаковы. Но некоторые действия водителя с АКП могут привести к печальным последствиям.

Хотя современные автоматические коробки передач в разных моделях могут быть устроены абсолютно по-разному, основные правила их эксплуатации практически одинаковы. Но некоторые действия водителя с АКП могут привести к печальным последствиям.

Руководство к действиям

Автоматическая коробка передач (АКП) – агрегат сложный и дорогостоящий, поэтому изучение руководства по использованию обязательно не только для водителейновичков, но и для опытных автомобилистов, впервые севших за руль конкретной машины. Ведь некоторые случайные действия могут вывести АКП из строя. Помните, что:

Запускать двигатель можно только тогда, когда селектор находится в положении «P» или «N» и нажата педаль тормоза. В других положениях специальные блокировки не позволят завести мотор.
Перевод селектора в одно из положений для начала движения производится при нажатой педали тормоза и полностью отпущенной педали газа. При этом следует нажать кнопку блокировки селектора.
Переводить селектор из положения «D» в «R» и обратно, а также в положение «P» можно только после полной остановки машины.
Не допускается одновременное нажатие педалей газа и тормоза, а также нажатие педали газа в момент перевода селектора из одного положения в другое.

Основной режим, который следует использовать, – «D» (англ. Drive – движение). При езде по городу или холмистой местности желательно ограничить допустимую повышенную передачу, переключившись в режимы «D3», «D2» (3, 2). Обратите внимание: в конструкции АКП предусмотрены специальные блокировки, защищающие ее от неправильных действий водителя. Однако они не всесильны, поэтому лучше соблюдать правила эксплуатации.

Зимой перед выездом коробку нужно прогреть. Для этого переведите селектор в положение «D» и удерживайте машину тормозом хотя бы пару минут при работающем на холостых оборотах двигателе. Холодное масло обладает повышенной вязкостью, изза чего его давление в АКП может значительно повышаться. Чтобы снизить нагрузки в коробке, первые пару километров нужно избегать высоких оборотов.

Причины поломок

В большинстве случаев АКП ломаются изза неправильных действий водителя или несвоевременного обслуживания. В автомобилях с большим пробегом могут проявиться и усталостные разрушения некоторых деталей. Чаще всего выходят из строя фрикционные механизмы включения планетарных рядов, гидравлические клапаны, маслонасосы и подшипники.

Основная причина их износа – перегрев коробки передач, низкий уровень или падение давления масла, а также его несвоевременная замена. Несколько снижает срок службы трущихся деталей агрессивный стиль езды с частым использованием режима «кикдаун». Хотя, по мнению специалистов, агрессивный стиль сказывается на долговечности только коробок передач с большим пробегом, в которых изза износа и потери эластичности уплотнений снижается рабочее давление. Повышенный износ фрикционов вызывает и перевод селектора из одного положения в другое при нажатой педали газа.

Вывести АКП из строя можно, неправильно буксируя автомобиль. Причина заключается в том, что при выключенном двигателе не работает масляный насос системы смазки коробки передач, а ряд деталей, связанных с главной передачей, вращается. Так как смазка не поступает, они изнашиваются интенсивнее.

Обслуживание и ремонт

Стремление сократить расходы вынуждает многих автовладельцев искать альтернативу фирменному и специализированному сервису, так как некоторые СТО вообще не ремонтируют АКП, предлагая ее замену. В данном случае экономия может обернуться дополнительными затратами, и порой весьма существенными. Не имея опыта и знаний, даже разобрав коробку полностью, найти неисправность зачастую невозможно. Поэтому доверяйте автомобиль тем мастерам, которые специализируются на ремонте АКП.

Самостоятельно можно проверить только уровень масла, если в конструкции коробки предусмотрен контрольный щуп.

В некоторых коробках уровень проверяется через контрольное отверстие. Эту процедуру лучше поручить механикам.

Периодичность замены масла и фильтра в разных машинах может отличаться (обычно 30–60 тыс. км). В сложных условиях эксплуатации (езда в городе, динамичная езда) масло нужно менять чаще. Признаком необходимости замены является его потемнение и появление запаха горелой пластмассы. В некоторых авто, согласно руководству по эксплуатации, замена масла не требуется в течение всего срока службы. Но по мнению работников сервиса, занимающихся ремонтом АКП, масло лучше менять через 50–70 тыс. км.

Заменить масло, фильтр и прокладку поддона иногда можно и самостоятельно, но лучше эту операцию поручить специалистам.

 Мнение специалиста   

Роман Лисовский
Механик по обслуживанию и ремонту АКП. Стаж работы – 6 лет

Чтобы продлить срок службы АКП, не допускайте перегрева рабочей жидкости. Для этого следите за чистотой наружных поверхностей радиатора и долго не буксуйте на скользкой дороге или в снегу. Своевременно меняйте масло. Чтобы сменить масло полностью, необходимо специальное оборудование. Самостоятельно можно залить свежее масло, проехать 500–700 км, затем слить его и залить новое. Тем самым вы снизите долю старого масла в картере. При буксировке прицепа устанавливайте селектор в положение D3. При появлении каких-либо признаков ненормальной работы (повышенный шум, рывки или задержки при переключении передач) обращайтесь только к специалистам по ремонту АКП.

 Режимы работы АКП

N – нейтраль. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии не передается.

P – паркинг. В этом положении механическим устройством блокируется выходной вал коробки передач. На спуске или подъеме нужно сначала включить стояночный тормоз, а затем перевести селектор в положение Р.

D – основной режим для движения вперед.

R – задний ход. Переводить селектор в режимы D, R из нейтрального положения можно только при нажатой педали тормоза, полностью отпущенной педали газа и нажатой кнопке блокировки на рынке.

E – экономичный режим. Троганье с места на первой передаче и переключение на повышенные происходит при работе двигателя на малых оборотах.

S – спортивный режим. Переключение передач происходит на высоких оборотах двигателя для достижения лучшей динамики разгона.

W – зимний режим. Включается на скользких дорогах. Троганье с места – на второй-третьей передачах, переключение происходит при работе двигателя на малых оборотах.

L – временный ограничитель переключения на более высокую передачу при торможении двигателем.

D3, D2, D1 (3, 2, 1) – принудительное ограничение передачи, до которой будет производиться переключение при разгоне. Используются при движении по холмистой местности, в городе, при буксировке авто или прицепа.

Кикдаун – при резком нажатии педали газа до конца коробка передач переходит на одну-две ступени ниже, чтобы обеспечить наибольшее ускорение.

Александр Ландарь
Фото Сергея Кузьмича, из архива редакции и фирмпроизводителей

Редакция благодарит фирму Best Express Ltd и СТО ООО «АвтоЛайф» за помощь в подготовке статьи