X

Евро – один, два, три, четыре

В статьях часто упоминают о соответствии автомобилей требованиям Евро 4. Что это за требования и как они достигаются?

В статьях часто упоминают о соответствии автомобилей требованиям Евро 4. Что это за требования и как они достигаются?

В статьях часто упоминают о соответствии автомобилей требованиям Евро 4. Что это за требования и как они достигаются?

Сергей М., Бердичев

Евро – это одна из самых строгих в мире систем контроля токсичности отработавших газов автомобильных двигателей. Она устанавливает нормы токсичности, которым должны соответствовать продаваемые в странах Евросоюза машины. Самые «старые» нормы токсичности, Евро 1, распространяющиеся на новые и подержанные автомобили, вступили в силу с 1993 года. Чтобы старые машины соответствовали этим требованиям, на них стали устанавливать каталитические нейтрализаторы уже в процессе эксплуатации. Если автовладелец не делал этого, такие авто облагались большими налогами.

С 1996 года введены в действие нормы токсичности Евро 2. Чтобы «вписаться» в новые правила, автопроизводители «забыли» об одноточечном впрыске и полностью перешли на многоточечный, где каждый цилиндр имеет собственную форсунку. Кроме того, двигателями начал управлять более совершенный электронный «мозг», который точнее дозирует подачу топлива.

Более жесткие требования Евро 3 вступили в действие с 2000 года. Они регламентировали токсичность выхлопа и в режиме прогрева двигателя. Ранее выхлоп проверяли после разогрева мотора выше 40°С, а Евро 3 в последней редакции – начиная с минус 7°C. Поскольку за уровень токсичности во многом «отвечает» катализатор, эффективно работающий только после разогрева, его приближают к выпускному коллектору или оснащают подогревом. Кстати, некоторые производители начали делать его со слоем теплоизоляции, двухслойным или из композитных материалов, что позволило уменьшить потери тепла. На этом этапе также начато внедрение систем непосредственного впрыска топлива, т.е. прямо в цилиндры, что позволило в режиме частичных нагрузок добиться послойного смесеобразования и работы на сверхобедненных смесях (двигатели GDI, D4, FSI и т.д.). Появились и системы рециркуляции отработавших газов, а в дизелях – фильтры микрочастиц (FAP), как самоочищающиеся, так и сменные.

Евро 4 вступит в действие с 1 января 2006 года. Для дизельных моторов легковушек эти требования не только лимитируют выброс сажи (РМ) до 0,025 г/км, двуокиси углерода (СО2), но и снизят максимально допустимый уровень выхлопов монооксида углерода (СО) до 0,50 г/км и двуокиси азота (NO2) до 0,25 г/км (действующие требования Евро 3 – 0,95 г/км и 0,78 г/км соответственно). У Евро 4, кроме новых норм, также иная методика испытаний. Токсичность будет контролироваться не только на постоянных, установившихся режимах, но и на переходных – например, при нажатии на педаль газа (имитация разгона) или при сбрасывании газа (торможение двигателем).

Стоит отметить, что легковые автомобили советских времен не соответствуют каким-либо Евро. Более того, если возникнет потребность оборудовать их каталитическими нейтрализаторами отработавших газов, возникнут серьезные проблемы, так как совместить характеристики карбюраторов и требования катализаторов очень сложно.

 Нормы токсичности на холостом ходу бензинового двигателя, прогретого до 40°С
СтандартГод введенияНорма выброса
СО, г/кмСН+NОх, г/кмNОх, г/кмИспарения, г/исп.
Евро 119932,720,972,0
Евро 219962,20,52,0
Евро 320002,30,2+0,150,152,0
Евро 420061,00,1+0,080,082,0

Подготовили Юрий Дацык, Игорь Широкун, Владимир Корницкий
Фото Андрея Яцуляка, Юрия Нестерова