X

Газовые «капризы»

Переоборудовал ВАЗ-21099 на газ (пропан-бутан). При переходе с газа на бензин работа двигателя становится неустойчивой, появляются проблемы с запуском. Повторные регулировки газовой установки помогают решить проблему только до очередного окончания газа и переключения на бензин. В чем причина такой неисправности? Можно ли ее устранить?

Переоборудовал ВАЗ-21099 на газ (пропан-бутан). При переходе с газа на бензин работа двигателя становится неустойчивой, появляются проблемы с запуском. Повторные регулировки газовой установки помогают решить проблему только до очередного окончания газа и переключения на бензин. В чем причина такой неисправности? Можно ли ее устранить?

Переоборудовал ВАЗ-21099 на газ (пропан-бутан). При переходе с газа на бензин работа двигателя становится неустойчивой, появляются проблемы с запуском. Повторные регулировки газовой установки помогают решить проблему только до очередного окончания газа и переключения на бензин. В чем причина такой неисправности? Можно ли ее устранить?

Владимир Н., Прилуки

Выяснить «заочно» причину такой неисправности сложно – необходимо знать тип и комплектацию установленного на машине газобаллонного оборудования (ГБО).

В карбюраторных моторах применяется ГБО, основой которого является вакуумный или электронный газовый редуктор. В инжекторных двигателях машин, оснащенных катализатором с датчиком кислорода (лямбда-зондом), используется ГБО только с электронными редуктором и блоками управления.

В оборудовании обоих типов вышеуказанная неисправность может возникать из-за заводского дефекта газового запорного клапана или его износа. Через плохо закрывающийся клапан газ (или его остатки) поступает из баллона через редуктор во впускной коллектор двигателя и, смешиваясь с бензином, образует бинарное топливо. В результате топливо-воздушная смесь переобогащается, из-за чего затрудняется запуск мотора и нарушается устойчивость его работы. Такой дефект можно выявить, измерив концентрацию СО и СН в выхлопных газах: при наличии бинарной смеси их уровень увеличивается в несколько раз и не изменяется, пока из баллона полностью не выйдет газ.

Сбои в работе инжекторного двигателя с ГБО могут быть вызваны как неисправностью самого лябда-зонда, так и отказом его эмулятора – устройства, корректирующего сигналы датчика кислорода при работе мотора на газе. Установка эмулятора необходима, так как газовый выхлоп существенно отличается по составу от бензинового и при работе мотора на газе лямбда-зонд выдает «неправильный» сигнал. В результате «сбитый с толку» ЭБУ переходит в аварийный режим, при котором возможен неконтролируемый расход топлива. Блок эмулятора подключен непосредственно к выводам датчика кислорода.

Работа двигателя может быть неустойчивой и из-за неправильной настройки другого блока управления ГБО – эмулятора отключения бензиновых форсунок, который, управляя их работой, обеспечивает плавное переключение мотора при переходе с одного вида топлива на другой. Этот блок регулируют с помощью электронного оборудования на специализированной СТО. В случае указанной неисправности для нормальной работы мотора так называемое время наложения фаз эмулятора должно быть уменьшено. После всех перенастроек следует проверить концентрацию СО и СН в выхлопе. Для ее корректировки может потребоваться регулировка клапана холостого хода газового редуктора.

Нужно отметить, что эмулятор лямбда-зонда устанавливают не всегда: например, при переводе на газ иномарок с датчиком кислорода его наличие обязательно. Некоторые ЭБУ ВАЗов допускают отсутствие эмулятора. Поэтому на машину читателя могли и не установить такой блок (монтаж ГБО в этом случае обходится дешевле).

Для выявления точной причины нестабильности работы переоборудованного двигателя и окончательного ее устранения лучше еще раз обратиться к специалистам по обслуживанию и ремонту ГБО.

Подготовили Владимир Корницкий, Дмитрий Пятак
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит ЧП «Мрия Импекс» за помощь в подготовке материала