X

Где достать соломки?

Чтобы подстелить соломку, надо ее сначала найти. Чтобы страховка «сработала», надо ее оформить. Где это сделать удобнее?

Чтобы подстелить соломку, надо ее сначала найти. Чтобы страховка «сработала», надо ее оформить. Где это сделать удобнее?

Чтобы подстелить соломку, надо ее сначала найти. Чтобы страховка «сработала», надо ее оформить. Где это сделать удобнее?

На рынке автострахования работают около трех сотен компаний. У каждой – собственные условия, хотя их типовые продукты достаточно похожи. Автомобилистов интересуют всего несколько видов услуг – комплексное КАСКО или его разновидности, добровольное или обязательное страхование гражданской ответственности (так называемая «автогражданка», или ГО), «Зеленая карта» (гражданская ответственность водителей за рубежом), а также страхование здоровья и жизни пассажиров и водителя от несчастного случая на транспорте.

Где ближе?

Чтобы заключить один из указанных договоров, владельцу автомобиля в большинстве случаев придется обращаться в центральный или региональный офис страховщика. Но многим неудобно добираться в районный, областной центр либо на другой конец мегаполиса. Такая поездка может занять большую часть рабочего дня.

Высокая конкуренция на украинском рынке страховых услуг побуждает компании идти навстречу автомобилистам. Сегодня страховой полис можно оформить во время покупки или регистрации автомобиля (возле МРЭО, на рынке или в автосалоне), в пунктах пропуска на границе, в банке, на почте и даже у себя в офисе или дома (куда выезжает агент или брокер). Но несмотря на кажущуюся доступность процедуры, автомобилист не всегда найдет нужную услугу в удобном для него месте. Попробуем проанализировать, какие выгоды и недостатки таит в себе приобретение страхового полиса в различных местах.

Не клиент – не страхуют

Во многих автосалонах или банках в роли страховых агентов выступают менеджеры. Они по совместительству оформляют полисы ГО и КАСКО для клиентов, купивших машину, в том числе в кредит. А вот владельцу подержанного или нового автомобиля, приобретенного в другом месте, полис здесь могут и не оформить. Дело в том, что менеджер, который работает в автосалоне или банке, не всегда лично заинтересован в этом. Обычно страховщик выплачивает агенту, оформившему полис, вознаграждение (определенный процент от суммы страхового платежа). Проценты же за страховку купленной в кредит машины для менеджера-агента либо не предусмотрены, либо учтены в договоре между юридическими лицами – автосалоном, страховщиком и банком. Так что за оформление полиса для граждан, не являющихся клиентами автосалона, менеджер не всегда получает вознаграждение. В некоторых случаях такая «самодеятельность» не приветствуется самим страховщиком. Так, специалисты Украинской транспортной страховой компании (UTICO) отмечают, что оформление полиса КАСКО требует от агента дополнительной подготовки – особенно если машина подержанная. Ведь на бывший в пользовании или купленный в другом салоне автомобиль этот полис можно выписать только после обязательного осмотра и оценки транспортного средства. Иначе могут возникнуть проблемы при выплате возмещения. Менеджер автосалона или банка умеет оформлять только полисы на новые автомобили «своей» марки, то есть его компетенции в области страхования подержанных машин не всегда достаточно.

«Под рукой», но…

При покупке подержанной легковушки на рынке или в автосалоне страховку можно оформить в местах регистрации автомобиля. Например, в МРЭО при получении номеров предложат выписать полис ОСГО. На бирже, у оценщика или нотариуса (при регистрации машины их посещение обязательно) также можно встретить страхового агента. В ближайшем будущем полисы станут оформлять в специальных страховых офисах, которые будут размещены в разных районах столицы. Так, компания «Остра-Киев» откроет первые офисы уже в 2003 – 2004 годах.

В пунктах пропуска на государственной границе Украины тоже не всегда агенты квалифицированные и сведущие в оформлении различных видов страховки. Здесь чаще всего выписывают полисы «Зеленая карта» и ОСГО.

Работники почтовых отделений оформляют страховые полисы по совместительству. «Укрпочта» заключила договор по распространению полисов ОСГО со страховыми компаниями «Надра» и «Оранта-Днепр». Для того, чтобы оформить их в почтовом отделении, нужен лишь техпаспорт на автомобиль. Но на практике при попытке купить полис на почте мы не раз сталкивались с непониманием работников отделений связи или отсутствием обученного специалиста.

Одна из самых «молодых» форм продажи полисов – через Интернет. На сайтах некоторых украинских страховых компаний («Остра-Киев», «Надра» «Инкомстрах» и др.) размещены калькулятор или интернет-магазин, с помощью которых можно рассчитать стоимость или купить некоторые полисы – ОСГО, ДСГО, «Зеленую карту» и проч. Правда, система интернет-платежей и законодательная база по ее регламентации в нашей стране недостаточно развиты, поэтому настоящей покупкой эту услугу назвать нельзя. Клиенту придется выплачивать стоимость полиса в офисе страховщика, платить дополнительные проценты за пересылку или передавать деньги курьеру при получении документа.

Больше денег – больше услуг

Самый удобный и выгодный для клиента вид обслуживания – выезд страхового брокера, агента или представителя страховщика на место, указанное клиентом. В этом случае в квалификации сотрудника сомневаться не приходится – он сможет объяснить тонкости страхования, выбрать необходимый перечень страховых рисков, правильно оценить машину. Брокер как независимый специалист также поможет в выборе страховой компании. Например, Брокерский дом «Выбор» может предложить перечень из 15 страховщиков. Кстати, выезд агента к клиенту бесплатный. Но не все так просто. Если вы, например, желаете застраховаться по ОСГО (а стоимость такого полиса невысока – около 70 – 150 грн. в год), то представитель компании не всегда примчится по первому требованию: это невыгодно из-за небольшой суммы вознаграждения. Хотя многие агенты и брокеры, набирающие собственную базу страхователей, приедут и чтобы выписать такой «невыгодный» полис – в надежде заинтересовать клиента другими видами страхования. Кроме того, выезд в другой город или на противоположный конец мегаполиса сопряжен с большими затратами времени, и на это преимущественно идут только ради крупных клиентов, страхующих несколько автомобилей или дорогую машину.

Таким образом, доступность страховых услуг для водителя зависит от его готовности потратить конкретную сумму денег. Но при определенных обстоятельствах можно стать желанным клиентом, даже если внести страховую премию в сотню гривен.

 Особенности страхования
Место продажи полисаВид предлагаемого полисаОсобенности предоставления услуги
Выезд агентаЛюбойВыезд – в зависимости от загруженности и расстояния
Выезд брокераЛюбойВыезд – в зависимости от загруженности и расстояния
Отделения связи (почта)ОСГОНебольшой выбор СК, нежелание или неумение выписать полис
МРЭО, биржиКАСКО, ОСГО, ДСГОНебольшой выбор СК, излишняя активность агентов при продаже полисов ДСГО
Автосалоны, отделения банковКАСКО, ОСГО, ДСГООбслуживание только своих клиентов
Пункт страхования возле государственной границы«Зеленая карта», ОСГОИзлишняя активность агентов при продаже полисов ОСГО
ИнтернетОСГО, ДСГО, «Зеленая карта»Небольшой выбор СК и видов страхования, необходимость «внесетевого» контакта с представителем СК
СК – страховая компания, ОСГО – обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами, ДСГО – добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами, «Зеленая карта» – обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами за рубежом, КАСКО – добровольное страхование транспортных средств по комплексным рискам: угон, ущерб, ДТП, пожар, др. повреждения

Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича и из архива редакции