X

Где хранится горючее в водородных автомобилях

Как хранится «горючее» на водородных автомобилях?

Как хранится «горючее» на водородных автомобилях?

Как хранится «горючее» на водородных автомобилях?

Константин А., г. Сумы

Для хранения газообразного водорода используются металлические (обычно – цилиндрической формы) баллоны, давление в которых достигает 300 атм. Для обеспечения безопасности их делают из толстостенного высокопрочного металла. У таких «баков» большой вес, что утяжеляет автомобиль.

Сжиженный водород имеет температуру минус 253°С, поэтому хранят его в криогенных баках. Такой способ дает повышение удельной плотности энергии хранящегося топлива (одна заправка обеспечивает больший пробег авто), но не лишен недостатков. Для поддержания очень низкой температуры необходима высокая степень теплоизоляции бака. И все же водород из криогенного «хранилища» медленно, но неизбежно испаряется. Поэтому такой бак снабжают предохранительным клапаном для выхода газа наружу. Это приводит к потерям водорода (ежедневно до 2% при неработающем двигателе) и требует дополнительных мер для безопасной эксплуатации автомобиля (водород с кислородом из воздуха в определенной пропорции образуют «гремучую смесь»).

Для хранения водорода в «связанном» состоянии разработаны металлгидридные баки. Они представляют собой емкость с «сотами», в которых водород хранится в виде соединений гидридов металлов. Этот способ хранения более взрывобезопасен, чем традиционный, но имеет минусы: например, при «заправке» металлгидридного бака водородом выделяется значительное количества тепла, поэтому должны быть предусмотрены меры для его утилизации.

Еще один безопасный метод – использование баков, в которых водород хранится в адсорбированном виде, в специальных модифицированных углеродных составах.

Следует отметить, что удельная плотность энергии в емкости с водородом меньше, чем в баке, заполненном традиционным топливом. Вот почему водородный автомобиль по запасу хода уступает бензиновому с баком равного объема.

Подготовили Юрий Дацык, Владимир Корницкий
Фото из архива редакции