X

Гиперболоид в мирных целях

Применяют ли в производстве автомобилей лазерную сварку?

Применяют ли в производстве автомобилей лазерную сварку?

Применяют ли в производстве автомобилей лазерную сварку?

Богдан В., г. Черкассы

Лазерные технологии в автомобильной промышленности используются достаточно давно. Сейчас их применяют для сварки деталей (в том числе кузовных), резки металлических листов и поверхностного упрочнения деталей (т. н. лазерной закалки).

Лазерные технологии обладают рядом преимуществ, главным из которых является то, что поток излучения можно сфокусировать в пятно диаметром 0,3-0,5 мм. В результате такой концентрации мощности деталь мгновенно прогревается до температуры плавления в точке фокуса, а всего в нескольких сантиметрах от нее деталь можно держать голыми руками. Поэтому при лазерной сварке термические напряжения минимальны, и можно получить необходимые свойства металла в зоне сварки за счет подачи специальных легирующих добавок. Высокая концентрация мощности излучения позволяет получить глубокий и тонкий сварочный шов (при ширине 1 мм глубина – 5 и более мм). А сварка однородных материалов не требует присадочного материала (прутка или электрода).

При изготовлении кузовных деталей используется и такое преимущество лазера, как высокая скорость сварки. Прочность швов соответствует прочности основного материала, и практически отсутствуют какие-либо термические деформации или внутренние напряжения в металле. А защита сварочной ванны инертными газами позволяет сваривать не только стальные, но и алюминиевые детали.

Подготовили Юрий Дацык, Игорь Широкун, Александр Ландарь, Дмитрий Пятак
Фото Андрея Яцуляка, Daihatsu, BMW