X

«Именное» топливо: всегда ли оно качествененное?: В поисках истины

Несмотря на таможенные перипетии вокруг топлива с зарубежных нефтеперерабатывающих заводов, дорогое «именное» горючее сетевых АЗС не исчезло. Но везде ли оно в этих «боевых» условиях работы нефтетрейдеров качественное, не получают ли его бодяжничеством?

Несмотря на таможенные перипетии вокруг топлива с зарубежных нефтеперерабатывающих заводов, дорогое «именное» горючее сетевых АЗС не исчезло. Но везде ли оно в этих «боевых» условиях работы нефтетрейдеров качественное, не получают ли его бодяжничеством?

Несмотря на таможенные перипетии вокруг топлива с зарубежных нефтеперерабатывающих заводов, дорогое «именное» горючее сетевых АЗС не исчезло. Но везде ли оно в этих «боевых» условиях работы нефтетрейдеров качественное, не получают ли его бодяжничеством?

Ответить на этот вопрос в очередной раз взялись специалисты столичного Института потребительских экспертиз, которые решили проверить, на какой же основе нынче делают «премиальный» бензин. Согласно информации менеджеров сетевых АЗС их брендовое топливо – А-95 соответствует стандарту Евро 5. В этот раз отбор проб «девяносто пятого» провели на АЗС девяти компаний, которые в значительной мере формируют рынок. Под прицел попали WOG (Mustang), «ОККО» (Pulls 95), «Лукойл» («Экто»), ТНК (Pulsar), Shell (V-power nitro), «Укрнафта» (Energy), «КЛО» (Ventus), Socar (Nano 95) и А-95+ от сети заправок «Укравто». Пробы отправили в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам ДСТУ 4839:2007 (Евро, вид 1, соответствующий Евро 5). Напомним, что в Украине все еще действуют два стандарта качества бензина – ДСТУ 4063-2001, который никак не отменят, и современный ДСТУ 4839:2007 для «евротоплива».

Главный вывод, полученный в результате проведенных лабораторных экспертиз – пока что владельцам иномарок ничего не грозит, большинство проб было высокого качества, соответствовало жесткому стандарту Евро 5 и своей немалой цене. Из девяти образцов только один оказался не «европейцем», а «безымянным украинцем».

Первым делом проверили октановое число, характеризующее стойкость топлива к детонации – преждевременному воспламенению топливо-воздушной смеси в камере сгорания. Детонация чревата не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и ранним износом мотора, поскольку такой процесс сгорания сопровождается очень большими давлением и температурой, а значит, перегрузками для двигателя. Октановое число измеряли по моторному методу, при котором установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) имитирует нагрузку на реальный силовой агрегат. Результаты порадовали – все уложились в норматив, а некоторые продемонстрировали изрядный «запас». Лидером стал Mustang от WOG, оказавшийся «девяносто шестым», отличные результаты у Ventus «КЛО» (85,5 единицы) и «УкрАвто» (те же 85,5 единицы).

Остальные показатели химического состава проб тоже практически идеальны. Визуальный тест все образцы прошли «на ура» — механических примесей, воды и помутнения горючего не было ни в одной пробе. Кстати, судя по всему, Mustang от WOG – единственное топливо, в которое для защиты от бодяжничества добавляют специальный маркер. Из-за этого данный бензин имеет зеленый цвет и его легко идентифицировать при заправке.

Из девяти образцов брендового топлива только один оказался неевропейского качества.

Был проверен еще один важнейший показатель – содержание серы. Если ее в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп, а в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. «Безразмерный» ДСТУ для обычного 95-го нормирует содержание серы до 0,015% (150 мг/кг), а чтобы бензин соответствовал Евро 5, в нем ее должно быть не более 0,001% (10 мг/кг). Разница налицо! Победителями в этой категории оказались все, за исключением Energy от «Укрнафты». Последнее топливо – бензин, произведенный в Украине. В нем серы оказалось 130 мг/кг. Хотя это число и соответствует требованиям старого ДСТУ 4063-2001, но оно в тринадцать раз больше, чем у конкурентов с нормами Евро 5! У последних разброс по содержанию серы – от 5 мг/кг у Ventus и других до 10 мг/кг у Pulls 95.

Остальные химические показатели (объемная часть ароматических углеводородов и бензола) в норме у всех, лишь проба Energy от «Укрнафты» показала результаты, несовместимые с требованиями Евро 5.

В целом можно констатировать, что качество «именного» топлива держится на высоком уровне, несмотря на проблемы с поставками. Что же касается другого немаловажного параметра – цены, то самым дешевым оказалось топливо Energy от «Укрнафты», что вполне объяснимо при его качестве.

Подготовил Дмитрий Сысоев