X

Как утихомирить кузнечика

Что делать, если досаждает стук клапана продувки адсорбера…

На автомобиле ВАЗ-21103 досаждает назойливый
стук клапана продувки адсорбера. Хотел бы узнать, как правильно
отключить клапан, не нарушая работы других систем?

Андрей Коновалов, Киев

Стук при срабатывании клапана продувки адсорбера – это не повод для его
отключения. Ведь установили этот клапан на автомобиль не случайно. Адсорбер
– это не что иное, как емкость объемом в несколько литров, заполненная
адсорбентом (веществом, поглощающим пары топлива), функцию которого выполняет
активированный уголь. Во впрысковых моделях «Лада»-110, -111, -112 этот
узел входит в систему улавливания паров бензина (СУПБ), которая включает
также электроклапан, связанный трубопроводами с топливным баком и дроссельным
патрубком.

Когда двигатель не работает, электроклапан закрыт и пары топлива из-за
создаваемого в баке избыточного давления (при повышении температуры) поступают
в адсорбер, где поглощаются углем. При работающем двигателе ЭБУ начинает
открывать электроклапан, и через адсорбер под действием разрежения во
впускном коллекторе начинает проходить воздух. Накопившееся топливо испаряется,
смешивается с воздухом, а затем топливовоздушная смесь отсасывается в
дроссельный патрубок и поступает в цилиндры двигателя для сжигания.

Открывается электроклапан при определенных условиях: температура охлаждающей
жидкости выше 75°С; мотор работает не в режиме отключения топливоподачи
(т. е. не в режиме торможения двигателем); дроссельная заслонка открыта
более чем на 4%.

Чтобы исключить переобогащение топливовоздушной смеси, электроклапан
в зависимости от режима работы мотора открывается с определенной частотой
– 16 Гц или 32 Гц. Такой алгоритм работы и обуславливает появление назойливого
стука. Повышенной шумностью электроклапаны в основном страдали в начале
производства этих машин. Сегодня узел усовершенствован, поэтому на новых
машинах он работает тише – на фоне двигателя его практически не слышно.

Во впрысковых версиях с нормами токсичности Евро 2 электроклапан стоит
на крышке адсорбера, а в версиях Евро 3 крепится отдельно на впускном
коллекторе двигателя. Машин в исполнении Евро 3 в Украине практически
нет. На автомобилях, соответствующих нормам Евро 2, в зависимости от модификации
адсорбер может быть установлен на поперечной стенке моторного отсека за
двигателем или на правом брызговике моторного отсека.

Для отключения электроклапана достаточно снять с него электрический разъем.
В этом случае электрические импульсы, подаваемые ЭБУ двигателя, до него
не доходят, и он постоянно закрыт. А чтобы исключить заполнение адсорбера
топливом «под горловину», шланг от бензобака нужно заглушить. Однако после
этого следует обязательно поменять герметичную крышку лючка бензобака
на обычную с клапаном, иначе возможны проблемы с системой питания.

Внимание!
Топливный бак инжекторных «десяток» не рекомендуется заправлять
«под горловину», так как при стоянке на солнце или в жарком
помещении часть жидкого топлива может попасть в адсорбер.
Это приведет к его переполнению и выходу из строя.

Подготовил Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмича

Редакция благодарит СТО «РосАвто» за помощь в подготовке
материалов