X

Химчистка для инжектора

Чтобы зимой было меньше проблем с запуском и работой двигателя, уже сейчас систему впрыска желательно очистить от грязи.

Чтобы зимой было меньше проблем с запуском и работой двигателя, уже сейчас систему впрыска желательно очистить от грязи.

Чтобы зимой было меньше проблем с запуском и работой двигателя, уже сейчас систему впрыска желательно очистить от грязи.

Рабочим элементом современных систем впрыска топлива в бензиновых моторах являются форсунки (инжекторы) с электромагнитным клапаном.

При работе двигателя даже на топливе хорошего качества система впрыска (в том числе и форсунки) постепенно загрязняется. Содержащиеся в бензине «посторонние» химические элементы и их соединения – сера, бензол, олефин и т. д. – из-за высоких давлений и температуры 80…100°С превращаются в полимерные и лаковые трудносмываемые отложения. При использовании некачественного бензина инжекторы загрязняются еще быстрее.

Загрязнение форсунок становится особенно заметным с наступлением холодов, когда испаряемость бензина ухудшается: появляются проблемы с пуском непрогретого двигателя, возникают провалы в его работе, увеличиваются расход топлива и токсичность отработавших газов и т. д.

Поэтому в преддверии зимы инжекторную систему питания желательно подвергнуть профилактике: очистить трубопроводы и топливный бак, при необходимости заменить топливный фильтр, измерить давление, развиваемое электробензонасосом, а главное – промыть форсунки.

Способы мойки

В зависимости от степени загрязнения и износа двигателя используют один из трех способов очистки инжекторов.

Самый простой – «терапевтический» метод заключается в заливке в бензобак чистящей добавки. При эксплуатации автомобиля вредные отложения на элементах системы впрыска постепенно растворяются и сгорают в цилиндрах.

Периодичность проведения такой чистки составляет 3-4 тыс. км. Она помогает поддерживать чистоту инжектора и всей топливной системы.

Если система впрыска сильно загрязнена, такая чистка может привести к противоположному результату. Отслоившаяся грязь, попадая в форсунки, засоряет их еще больше, из-за чего их приходится демонтировать и чистить иными способами. Кроме того, высока вероятность ускоренного износа топливного насоса.

Избежать подобных неприятностей можно, применив «амбулаторный» метод – чистка инжектора без снятия с двигателя. Для этого используют специальные установки и промывочные жидкости (Wynn's, Liqui Moly, Сarbom clean и др.). С помощью переходных штуцеров установку подключают к инжекторной «линейке» мотора, исключая из «оборота» бензобак, топливные насос и фильтр.

Запущенный двигатель 30 – 45 минут работает на смеси бензина и промывочной жидкости, которая подается из установки под давлением 3 – 6 атм. (его определяют согласно техническим параметрам конкретного автомобиля). Под воздействием чистящей жидкости загрязнения в форсунках постепенно растворяются и сгорают в цилиндрах. О качестве промывки свидетельствуют восстановление устойчивой работы двигателя на холостых оборотах, снижение уровня СО и т. д.

Самый лучший результат дает «хирургический» метод – промывка форсунок после демонтажа на специальном стенде. После чистки по форме распыла контролируют качество очистки каждой форсунки, а с помощью мерной пробирки сравнивают производительность до и после промывки.

Система управления стендом имитирует работу инжектора в двигателе с тем лишь отличием, что вместо топлива через него протекает промывочная жидкость. Управляя частотой открытия клапанов форсунок, добиваются того, что в канале подачи топлива возникает кавитация – в жидкости образуются газовые пузырьки. В результате загрязнения в каналах и сетчатом фильтре инжектора эффективно разрушаются. Начало очищения определяется визуально – отслаивающиеся шлаки придают выходящей из форсунки струе топлива молочно-белый или коричневый оттенок.

Загрязненные форсунки можно «реанимировать» и на «ультразвуковом» стенде.

Промывку проводят в два этапа: сначала форсунку помещают в ванну с жидкостью и подвергают дозированному воздействию ультразвуком. Затем устанавливают на промывочную линейку стенда и подключают к генератору электрических импульсов. Под воздействием специальной жидкости, давления 3 – 6 атм. и вибраций происходит удаление загрязнений с внутренних и наружных полостей форсунки. Результат промывки инжектора оценивают так же, как и в предыдущем случае.

Следует отметить, что форсунки, на детали которых нанесено тефлоновое или керамическое покрытие, мыть ультразвуком нельзя. Кроме того, автопроизводители не рекомендуют подвергать промывке некоторые модели форсунок (определяется по их номеру). После пробега 120 – 150 тыс. км они подлежат замене.

Как утверждают специалисты компании Bosch, чистка инжекторов даже «хирургическим» способом не всегда дает их 100-процентное восстановление. Например, после промывки запорный клапан сильно изношенной форсунки часто теряет герметичность. Из-за этого возникает «капельная» подача бензина в цилиндр, что способствует смывке с его стенок масляной пленки и ускоренному износу поршневой группы двигателя.

Поэтому профессионалы автосервиса рассматривают индивидуальную чистку в первую очередь как способ, позволяющий выявить вышедшие из строя форсунки и дать точные рекомендации по замене (например, определить, что из шести тестируемых форсунок отбраковке подлежат только две). Учитывая высокую стоимость этих деталей ($70 – 180), экономится значительная сумма. На все работы по промывке инжекторов обычно дается гарантия 6 месяцев.

 Методы очистки инжекторов

«Терапевтический»: эксплуатация авто на топливе с чистящими добавками (7 – 25 грн.)

Простота и дешевизна способа.
Необходимость периодически повторять через 3-4 тыс. км.
Эффективен в основном для новых авто и машин с небольшим пробегом по СНГ.

«Амбулаторный»: с использованием спецоборудования (при отключенном бензонасосе) (120 – 150 грн.)

Не требуется демонтировать форсунки и навесное оборудование двигателя.
В инжектор не попадает грязь из бака, фильтра и топливопроводов.
Эффективен при значительном загрязнении форсунок.
Необходимы замена масла и масляного фильтра после «обкатки» мотора через 10 – 15 км.
Нельзя определить эффективность распыления и износ клапана форсунки (проявляется в виде капельной течи форсунки при отсутствии открывающего импульса).
В старых двигателях возможно уменьшение компрессии.
Не подходит для систем КЕ-Jetronik с механическим впрыском топлива.

«Хирургический»: на стенде, после демонтажа форсунок (40 – 60 грн. за форсунку)

Эффективен при любой степени засорения форсунок.
Позволяет определить качество распыла и производительность форсунки, заменить ее фильтр и уплотнения.
Выявляет форсунки, подлежащие замене.
Позволяет контролировать электрические и механические параметры форсунок.
Необходимо демонтировать инжектор и элементы навесного оборудования мотора.

Большие временные затраты и относительно высокая стоимость работ.

 Меняем фильтр и кольца

Во входном штуцере форсунки установлен корзинчатый сетчатый фильтр (1) из капрона. В некоторых случаях промывка на стенде не эффективна из-за того, что фильтр засорен мельчайшими нерастворимыми включениями, в том числе металлической пылью (например, продуктами износа деталей топливного насоса). Конструкция большинства типов инжекторов позволяет заменить забитый корзинчатый фильтр новым. При демонтаже или установке форсунки ее уплотнения (2), кольцо (3) и колпачок (4) могут быть повреждены. В этом случае из заменяют новыми из ремкомплекта (35 – 50 грн.).

 Проверяем свечи

При чистке инжектора рекомендуется проверить состояние свечей зажигания. Желательно удалить с них нагар и копоть (промыв ацетоном или моющим средством с соляной кислотой), а также убедиться в отсутствии на внутреннем изоляторе трещин, токопроводящего нагара и т. д. Если возникают сомнения по поводу работоспособности свечей, их следует заменить.

Владимир Корницкий
Фото Сергея Кузьмича и из архива редакции

Редакция благодарит ЗАО «Циклон» (г. Луганск), представительство Robert Bosch в Украине, АТП 10554 (г. Винница) и СТО «Аверс-Центр» за помощь в подготовке материала