X

Кипеть не должна

Лето не за горами, поэтому самое время вспомнить о тормозной жидкости, которая в результате образования паровых пробок может стать причиной отказа тормозов, и выбрать лучшую для вашей безопасности.

Лето не за горами, поэтому самое время вспомнить о тормозной жидкости, которая в результате образования паровых пробок может стать причиной отказа тормозов, и выбрать лучшую для вашей безопасности.

Лето не за горами, поэтому самое время вспомнить о тормозной жидкости, которая в результате образования паровых пробок может стать причиной отказа тормозов, и выбрать лучшую для вашей безопасности.

Во избежание ошибок при выборе тормозной жидкости специалисты столичного Института потребительских экспертиз протестировали 17 различных марок. Восемь из них – украинского производства («ТСХ – Химреактив», «Велвана», «Тектрон» («Аляска» и «Ойлрайт»), «Океан», «Люмо» («Гост», «Рось Соболь», «Рось Полюс», VAMP Premium, МФК), два – российского («Тосол-Синтез», «Дельфин индастри»), один белорусский образец («Ваксойл») и три – из «дальнего» зарубежья (Castrol, Mobil, Liqui Moly). Все они, кроме VAMP Premium (DOT 5.1), по утверждению производителей, принадлежат к классу DOT 4. В связи с важностью данного исследования все образцы были опечатаны и доставлены в две независимые лаборатории, сертифицированные для подобных исследований.

В автомобиле степень увлажненности тормозной жидкости, от которой зависит температура ее закипания, можно проверить на некоторых СТО, где имеются специальные приборы.

Контрольные точки

Тормозные жидкости проверялись по шести основным показателям – температуре кипения сухой и увлажненной жидкости, уровню рН, плотности, содержанию воды, вязкости при разных температурных режимах. Но обо всем по порядку.

Одним из самых главных показателей качества тормозной жидкости является температура кипения, так как при торможении автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая может стать причиной закипания жидкости и образования паровых пробок. А это отказ тормозов. Различают температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости и «увлажненной», содержащей до 3,5% влаги (температура кипения «увлажненной» характеризует температуру, при которой жидкость будет «закипать» через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов).

При наших зимах весьма важны и низкотемпературные свойства жидкости. Они нормируются кинематической вязкостью жидкости при -40°С. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений, иначе нарушится текучесть жидкости через каналы и отверстия тормозной системы, что снизит быстродействие, нарушит работу ABS, ESP или приведет к отказу тормозов.
Антикоррозионные свойства жидкостей оценивали косвенно – по водородному показателю рН. В спе­цификациях изготовителей обычно нормируется диапазон значений 7,0–11,5 ед. При значении рН ниже 7,0 возможна коррозия черных металлов, а при рН выше 11,5 – алюминиевых сплавов. Оба вида коррозии недопустимы в тормозной системе.

Выбираем качество

По итогам тестирования тормозные жидкости разбили на несколько групп. В категорию «Качественные» попали всего 5 образцов из 17-ти. Они соответствуют международным требованиям к тормозным жидкостям класса DOT 4. Среди лидеров три импортных – Castrol, Mobil и Liqui Moly, а также российский и украинский бренды РОС ДOT 4 («Тосол-Синтез») и Velvana DOT 4 («Велвана»).

В категорию «Условно рекомендуемые» вошли Sintec («ТСХ-Химреактив»), VAMP Premium 5.1 и «Аляска» («Тектрон»). Они не соответствуют требованиям класса DOT 4 по температуре кипения, но с запасом соответствуют классу DOT 3. «Аляска» («Тектрон»)имеет небольшое отклонение по вязкости при -40°С. Поскольку это значение не выходит за пределы требований DOT 4, его можно считать приемлемым. Образец VAMP Premium 5.1 стоит особняком. При отличных показателях для класса DOT 4 он не дотягивает до своих заявленных характеристик – жидкости класса 5.1 по классификации ISO-4925. Кстати, даже импортных жидкостей этого класса пока немного. Новые, более жесткие требования (класс 5.1 и класс 6) по классификации ISO-4925 обусловлены наличием в современных авто ABS и ESP.

Рекомендуемый срок службы качественных тормозных жидкостей – два года.

В категорию «Под вопросом» попали 5 образцов. У «Ойлрайт» DOT 4 («Тектрон») и Luxe DOT 4 («Делфин Индастри») есть отклонения по температуре кипения увлажненной жидкости даже для класса DOT 3, не говоря о заявленном для этих марок DOT 4. То же можно сказать о трех образцах производителя «Люмо» – «Гост», «Рось Соболь», «Рось Полюс». У них отклонения от DOT 3 и DOT 4 также по вязкости при -40°С: значения на 15–25% выше допустимой нормы.

Категорию «Нерекомендуемые» составили 4 жидкости. Данные жидкос­ти нежелательно применять в тормозной системе. У «Океан» DOT 4 и МФК DOT 4 вязкость при -40°С выше нормы на 60–100%, но у них, по крайней мере, соответствующая температура кипения. SUPER DOT 4 («Экспо-Хим»), и Vaxoil DOT 4 («Ваксойл») полностью неприемлемы: вязкость при -40°С выше нормы на 450–650% (!) и несоответствующая температура кипения. Образец Super DOT 4 («Экспо-Хим») может также вызвать коррозию стали и чугуна деталей в системе торможения.

 

Юрий Чернобривец Директор Института потребительских экспертиз

Мы рекомендуем покупать жидкости крупных производителей, которые не только показали лучшие результаты в тесте, но также одобрены и допущены автопроизводителями. Если говорить о соотношении «цена–качество», то победителями нашего теста можно считать образцы Рос DOT 4 («Тосол-Синтез»); Velvana DOT 4 (СП «Велвана»). В группу лидеров мог бы войти и VAMP Premium 5.1, если бы на его упаковке значилось DOT 4. При технических показателях, мало отличающихся от дорогих импортных образцов, эти жидкости имеют намного меньшую цену. Остается только напомнить автолюбителям, что тормозную жидкость рекомендуется менять как минимум раз в два года, так как от этого зачастую зависит не только безопасность окружающих, но и ваша.

Качественная тормозная жидкость – это эффективные тормоза, а хорошие тормоза – это ваша безопасность.

 

Требования ISO-4925 для DOT 5.1

Требования FMVSS 116 для DOT 4

Требования FMVSS 116 для DOT 3

Температура кип., °С

не ниже 260

не ниже 230

не ниже 205

Темп. кип. увл., °С

не ниже 180

не ниже 155

не ниже 140

рН

7,0…11,5

7,0…11,5

7,0 …11,5

Плотность г/см3

 

 

Содержание воды, %

 

 

 

Качественные

Производитель

Castrol

Liqui Moly

Mobil

«Тосол-Синтез»

«Велвана»

Марка

Castrol DOT 4

Liqui Moly DOT 4

Mobil DOT 4

РОС ДОТ 4

Velvana DОТ 4

Температура кип., °С

258

259

258

250

230

Темп. кип. увл., °С

169

157

155

159

158

рН

8,14

9,27

9,08

8,64

7,75

Плотность г/см3

1,069

1,033

1,047

1,077

1,077

Содержание воды, %

0,15

0,12

0,16

0,09

0,09

Вязкость (-40°С)

1217

1021

1037

1412

1229

 

Условно рекомендуемые

Производитель

ВАМП

«ТСХ-Химреактив»

«Тектрон»

Марка

VAMP Premium DОТ 5.1

Sintec DОТ 4

«Аляска» DОТ 4

Температура кип., °С

257

227

215

Темп. кип. увл., °С

172

159

142

рН

8,14

8,33

8

Плотность г/см3

1,073

1,065

1,061

Содержание воды, %

0,3

0,37

0,04

Вязкость (-40°С)

1188

1314

1606

 

Под вопросом

 
Производитель

«Тектрон»

«Делфин Индастри»

«Люмо»

«Люмо»

«Люмо»

Марка

«Ойлрайт» DОТ 4

Luxe DОТ 4

«Гост» DОТ 4

«Рось Соболь» DОТ 4

«Рось Полюс» DОТ 4

Температура кип., °С

230

229

246

245

248

Темп. кип. увл., °С

138

138

160

161

159

рН

7,52

7,97

8,85

8,78

8,63

Плотность г/см3

1,056

1,056

1,079

1,08

1,08

Содержание воды, %

0,07

0,07

0,107

0,31

0,116

Вязкость (-40°С)

1443

1547

1989

2007

2027

 

Нерекомендуемые

 
Производитель

«Океан»

Днепропетровский з-д

«Экспо-Хим»

«Ваксойл»

Марка

«Океан» DОТ 4

МКФ DОТ 4

Super DОТ 4

Vaxoil DОТ 4

Температура кип., °С

243

228

235

235

Темп. кип. увл., °С

162

163

133

132

рН

8,61

8,62

5,4

8,42

Плотность г/см3

1,094

1,097

1,069

1,077

Содержание воды, %

0,1

0,66

0,05

0,09

Вязкость (-40°С)

2938

3442

8195

12961

Подготовил Юрий Дацык
Фото BMW и из архива редакции

По материалам Института потребительских экспертиз