X

Когда и как обслуживать тормозные диски: У опасной черты

Когда и как обслуживать тормозные диски. Наступает лето – сезон высоких скоростей, когда заметно возрастают требования к тормозной системе автомобиля. Эффективность ее работы во многом зависит от состояния тормозных дисков. При критическом износе и наличии трещин эти детали следует менять, при других повреждениях диск можно отремонтировать.

Когда и как обслуживать тормозные диски. Наступает лето – сезон высоких скоростей, когда заметно возрастают требования к тормозной системе автомобиля. Эффективность ее работы во многом зависит от состояния тормозных дисков. При критическом износе и наличии трещин эти детали следует менять, при других повреждениях диск можно отремонтировать.

 Технология ремонта тормозного диска на спецоборудовании

 Технология проточки тормозного диска без снятия с машины

Когда и как обслуживать тормозные диски

Наступает лето – сезон высоких скоростей, когда заметно возрастают требования к тормозной системе автомобиля. Эффективность ее работы во многом зависит от состояния тормозных дисков. При критическом износе и наличии трещин эти детали следует менять, при других повреждениях диск можно отремонтировать. Геометрию и шероховатость его рабочих поверхностей восстанавливают путем механической обработки – проточкой на токарном оборудовании. Это можно делать, сняв изношенный диск с автомобиля или не снимая.

Ремонтировать или нет?

Необходимость ремонта определяют, исходя из состояния диска. Например, вовремя обнаруженные неглубокие (поверхностные) трещины можно попробовать удалить проточкой, хотя гарантировать полную пригодность такого диска к работе нельзя. Есть вероятность, что останутся микротрещины, не видимые глазом.

Следует учесть, что ремонту подлежат диски, остаточная толщина которых не меньше пределов допустимого износа. Ее точные значения регламентированы автопроизводителями, указываются в каталогах по ремонту и техобслуживанию машин и, как правило, наносятся на сам диск.

Диски восстанавливают не только когда повреждения явно выражены – проточка может понадобиться при очередной плановой замене тормозных колодок, т.к. даже при нормальной эксплуатации поверхность дисков вырабатывается неравномерно.

Чаще всего повреждения рабочей поверхности имеют вид глубоких рисок и задиров. Их оставляют абразивные частицы, попадающие в зазор между колодками и диском, а также твердые включения во фрикционном материале не самых качественных накладок. При таких повреждениях ускоряется износ дисков, нарушается плавность торможения и увеличивается шум.

Потребность в ремонте может возникнуть и при установке новых тормозных дисков. В случае их низкого качества или (и) износа колесной ступицы (это бывает в очень старых машинах или авто с большим пробегом) суммарная величина биений поверхностей диска может оказаться недопустимо большой. Такие погрешности устраняют проточкой без снятия диска с машины.

Проточка желательна, если на краях дисков образовались «буртики», которые соприкасаются с наружной поверхностью новых колодок или металлической основой изношенных. В первом случае колодки при движении на небольших скоростях издают характерный «писк», во втором – скрежет.

Без этой операции не обойтись, когда при торможении появляется вибрация – это свидетельствует о неравномерности износа, при котором толщина диска вдоль окружности становится разной.

Ремонт придется проводить и в случае коробления диска – достаточно угодить колесом в глубокую лужу, чтобы сильно разогретый диск деформировался, приняв охлаждающую «ванну». В результате резко увеличивается биение рабочих поверхностей. Когда их величина достигает 0,1-0,15 мм, торможение начинает сопровождаться вибрацией педали тормоза и рулевого колеса. При еще больших значениях биения эксплуатация тормозной системы автомобиля может стать невозможной.

Обработка со снятием

Снятый диск можно обработать на обычном токарном станке. Но такой способ не всегда оптимален – для точной центровки приходится изготавливать специальные оправки. Не на всех станках удается проточить диск с обеих сторон за одну установку. Как правило, сначала обрабатывают одну сторону, после чего переворачивают диск на 180О и протачивают другую плоскость. При этом не всегда удается обеспечить параллельность обрабатываемых поверхностей между собой и относительно привалочной плоскости диска, а также перпендикулярность к оси его вращения. «Отремонтированный» таким образом диск нужно будет заменять новым.

Более качественный ремонт производится на специализированных станках. Обе стороны диска протачиваются одновременно, что позволяет получить максимальную параллельность плоскостей диска и точность обработки не менее 0,01 мм. При этом используются резцы специальной конфигурации со сменными твердосплавными насадками. Они обеспечивают нужную чистоту обработки поверхности дисков. Высокой точности ремонта способствует большая масса таких станков (600 – 800 кг), что исключает вибрации резцов.

Проточка на ступице

Как бы качественно ни был обработан снятый диск, в некоторых случаях после его переустановки величина биения остается большой – ступица колеса может быть деформирована, повреждена коррозией и т. д. К ошибке приводит и износ установочных плоскостей (например, привалочной, которая восстановлению не подлежит). В результате суммарной погрешности переустановки отремонтированный диск все равно будет «бить». Кроме того, многие автовладельцы не хотят лишний раз снимать диски со ступиц, да и не на всех моделях машин это легко сделать.

В таких случаях ремонт производят, не снимая диск с автомобиля на специальных передвижных станках. Они состоят из электромеханического привода вращения диска и блока с резцами. Перед проточкой привод, установленный на штативе соосно с обрабатываемым диском, соединяют с ним с помощью переходной скобы (см. фото). Блок резцов крепят на корпусе подшипника или на поворотном кулаке (вместо снятого тормозного суппорта) так, чтобы диск располагался симметрично между резцами.

При такой схеме ремонта учитывается реальное положение суппорта, ступицы и диска, что позволяет после проточки получить величину биения диска не более 0,01 мм.

В некоторых случаях (например, при износе колесного подшипника) качество проточки может оказаться ниже (иногда – значительно). В таких ситуациях мастера сначала предлагают клиенту заменить изношенные узлы или отрегулировать их (выбрать люфт в подшипнике и т. д.).

Обычно после проточки рекомендуют устанавливать новые тормозные колодки. В этом случае расходы автовладельца увеличиваются, зато время приработки пары диск-колодка сокращается в 2-3 раза, а эффективность торможения увеличивается в среднем на 20%.

Следует помнить, что каждая проточка диска приводит к его утончению и сокращению ресурса. Поэтому ремонт нужно осуществлять только в случае необходимости.

 Условия работы

При торможении движущегося автомобиля температура тормозных дисков может возрастать до 300 – 500ОС. При этом диск прогревается неравномерно. Самая высокая температура фиксируется в пятне его контакта с фрикционными накладками колодок. В других участках температура ниже за счет охлаждения воздухом. При этом толщина диска вдоль окружности в момент нагрева изменяется. На практике это приводит к необходимости прикладывать большее усилие к педали тормоза из-за «проскальзывания» колодок, а также к появлению вибраций как на педали, так и на кузове.

Коррозия поверхностей диска в результате длительной зимней стоянки также приводит к изменению их толщины, в результате чего требуется «весенняя обкатка» тормозов для восстановления их эффективности.

 Время и стоимость ремонта тормозного диска
Вид проточкиЦена, грн.Время, мин.*
На стационарном специализированном станке (простая подвеска/многорычажная)15 – 50/30 –11020 – 25/40 – 60
На передвижном станке (простая подвеска/ многорычажная)15 – 50/30 – 8015 – 25/25 – 40
* С учетом вспомогательных операций

Владимир Корницкий
Фото автора и Сергея Кузьмича

Редакция благодарит СТО «Автотехник» и «Автосервис на Печерске» за помощь в подготовке материала