X

Коллектор: Восстановлению подлежит

Украинский парк легковых автомобилей насчитывает огромное количество подержанных иномарок, которые периодически приходится ремонтировать. В числе проблемных деталей этих машин – чугунный коллектор, в котором появляются трещины от температурных перегрузок и повышенных вибраций на наших дорогах. Что делать в такой ситуации?

Украинский парк легковых автомобилей насчитывает огромное количество подержанных иномарок, которые периодически приходится ремонтировать. В числе проблемных деталей этих машин – чугунный коллектор, в котором появляются трещины от температурных перегрузок и повышенных вибраций на наших дорогах. Что делать в такой ситуации?

Украинский парк легковых автомобилей насчитывает огромное количество подержанных иномарок, которые периодически приходится ремонтировать. В числе проблемных деталей этих машин – чугунный коллектор, в котором появляются трещины от температурных перегрузок и повышенных вибраций на наших дорогах. Что делать в такой ситуации?

Качественно отремонтировать чугунный выпускной коллектор можно сваркой с применением специальных никелевых электродов, например, фирмы Castolin (Швейцария), а также отечественной самозащитной проволоки из сплава на основе никеля марки ПАНЧ-11. Такой метод позволяет получить прочные сварные швы в чугуне практически всех марок. С помощью сварки можно устранять дефекты литья, сложные разрушения, трещины в рубашках охлаждения и перемычках между цилиндрами и клапанными гнездами, пробоины в блоке цилиндров, отколотые проушины и т. д.

Существует два способа сварки никелевыми электродами: открытой дугой без подачи защитного газа, с применением стандартных установок (например, источника питания ВС-ЗООБ или полуавтомата А-547УМ), а также неплавящимся электродом в среде защитного газа аргона – в этом случае никелевая проволока подается в зону дуги как присадочный металл. При наличии этих материалов и соответствующего оборудования ремонт коллектора можно проводить как на СТО, так и в гараже.

Дефектное место чугунной детали нужно подготовить к сварке, тщательно очистив от загрязнений и удалив механическим способом часть металла из зоны повреждений, а также высверлив отверстия на краях трещин. Это необходимо для получения канавки под объем навариваемого материала и доступа для манипулирования электродом.

Деталь предварительно нагревают до температуры 60 – 70°С. Чтобы шов не растрескался, в нем необходимо вовремя устранить остаточные напряжения. Для этого при сварке через каждые 20 – 30 мм шов проковывают ударами молотка, а после – обеспечивают медленное охлаждение детали (ни в коем случае не применяя воду!). Ее засыпают золой, мелким древесным углем (сухим песком) или накрывают асбестовым полотном. «Утепленная» таким образом деталь может остывать до нескольких часов – в зависимости от массы.

При сварке импортными электродами важно точно следовать инструкции по их использованию. Отклонения от нее, даже по совету «народных умельцев», не допускаются.

Стоимость ремонта зависит от сложности повреждения, его размеров, количества затраченного присадочного материала (1 кг электродов Castolin стоит 1360 грн., 1кг проволоки ПАНЧ-11 – 240 грн.) и т. д. Устранение трещин коллектора легкового автомобиля может обойтись в 50 – 200 грн.

Цена исправной «бэушной» запчасти, приобретенной на разборке, может быть соизмерима со стоимостью ремонта сваркой. Поэтому нужно заранее просчитать, что выгоднее.

Сварочные работы по чугуну требуют значительного опыта, поэтому их лучше поручить профессионалам. Так, может оказаться, что коллектор вашей машины (или приобретенный на «разборке») в процессе эксплуатации потерял свариваемость и ремонту не подлежит. Происходит это из-за образования окислов железа, которыми кристаллическая решетка металла детали за годы эксплуатации при высоких температурах способна «пропитаться» насквозь. От поверхности такого коллектора расплавленный присадочный материал отпадает. Чтобы этого избежать, перед началом ремонта детали следует проконсультироваться у опытного сварщика.

Существуют коллекторы, которые не стареют и их можно ремонтировать сваркой в течение всего срока службы авто – на них нанесено защитное покрытие, предотвращающее доступ кислорода к чугуну. К сожалению, определить его наличие или отсутствие на глаз нельзя.

Отметим, что любая металлическая деталь, в том числе и из чугуна, при сварке может покоробиться. По этой причине после ремонта коллектора следует обязательно проверить параллельность привалочных плоскостей фланцев впускных отверстий и при необходимости устранить отклонения на плоско-шлифовальном станке.

Владимир Корницкий
Фото Владислава Бойко и из архива редакции