Легкий и прочный

Что за материал карбон, о котором часто вспоминают тюнингисты и автоспортсмены? Как его изготавливают?

Что за материал карбон, о котором часто вспоминают тюнингисты и автоспортсмены? Как его изготавливают?

Степан К., Тернопольская обл.

Карбон (углепластик) – композиционный материал из переплетенных углеродных нитей, связанных полимерными (например, эпоксидными) смолами. Нити углерода очень тонкие, легко ломаются, но тяжело рвутся. Из них изготавливаются ткани с разным рисунком плетения (елочка, рогожа и проч.). Чтобы получить высокую прочность, ткань из таких нитей укладывают слоями, меняя при этом угол плетения. Применяется этот материал для изготовления легких, но прочных деталей: кокпитов и обтекателей в Формуле-1, спиннингов, мачт для виндсерфинга, бамперов и порогов на спортивных автомобилях и т. п. Нити углерода обычно получают путем термической обработки химических или природных органических волокон, при которой в материале волокна остаются главным образом атомы углерода. Обработка проходит в несколько этапов – окисление исходного волокна при 250°C в течение 24 часов; карбонизация для получения графитной структуры (нагрев волокна в среде азота или аргона при 800–1500°C); термическая обработка при 1600–3000°С в инертной среде. Количество углерода в волокне доводится до 99%.

Детали из карбона Детали из карбона

Детали из карбонаКроме органических волокон (полиакрилонитрильного, вискозного), сырьем для получения нитей углерода могут быть волокна из фенольных смол, лигнина, каменноугольных и нефтяных пеков. Детали из карбона прочнее, чем из стекловолокна, но из-за более сложной технологии производства и высокой стоимости расходных материалов они значительно дороже. Недостаток карбона – хрупкость и, как следствие, боязнь «точечных» ударов: капот после попадания камней может превратиться в решето. В отличие от деталей из металла или стеклоткани восстановить первоначальный вид карбоновых невозможно.

Подготовил Юрий Дацык
Фото из архива редакции

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.