X

Мороз машине не товарищ

Как минимизировать проблемы с зимним запуском двигателя.

Как минимизировать проблемы с зимним запуском двигателя.

Нынешние двадцати-тридцатиградусные морозы застали врасплох большинство отечественных автовладельцев. Общеизвестные правила холодного пуска замороженного при такой температуре двигателя очень часто оказывались бесполезными. А все из-за неподготовленности машин к эксплуатации в условиях очень низких температур. Что же нужно делать, чтобы в следующий раз проблемы с автомобилем на таком морозе были минимальными?

 Теплый аккумулятор

Аккумуляторная батарея – одна из основных виновниц проблем при запуске замороженного мотора. Объясняется это ухудшением целого ряда характеристик АКБ, что в конечном итоге приводит к уменьшению пускового тока, и нормально вращать коленвал двигателя с застывшим маслом стартер уже не может.

Теоретически улучшить электрические характеристики АКБ при низких температурах можно, изменив плотность электролита и напряжение генератора, однако на практике этого никто не делает. Вот и приходится различными способами улучшать свойства аккумулятора на морозе. «Разогрева» перед пуском с помощью включенных фар при 25 – 30-градусных морозах может оказаться недостаточно. Лучше всего забирать аккумулятор на ночь домой, а на стоянке оставлять в помещении охранника, где явно теплее, чем на улице. Если есть возможность, можно поставить АКБ на зарядку (раз в три-четыре дня). Чтобы во время дневных стоянок аккумулятор не сильно остывал, можно сшить для него чехол с утеплителем. На ночь аккумулятор лучше забирать в теплое помещение. Если нет ручки, для удобства демонтажа и переноски АКБ желательно найти подходящую сумку или сделать ее из полиэтиленовых пакетов.

 Масло

Несмотря на то, что уже практически все автовладельцы используют всесезонные масла (летнее в продаже найти сложно), даже у них есть нижняя температурная граница, выход за которую ведет к чрезмерному повышению вязкости масла. В результате оно создает очень большое сопротивление вращению коленвала двигателя.

Диапазон температур окружающего воздуха, при которых моторное масло обеспечивает беспроблемный запуск мотора, зависит от класса вязкости продукта. Если в двигатель залита «минералка» 15W-40, он может нормально работать при температуре выше –15°С. Даже «полусинтетика» 10W-40 в 20 – 30-градусные морозы тоже становится источником проблем – ее рабочая температура начинается с –20°С и выше. И только «синтетика» (5W-…, 0W-…) не будет особо препятствовать запуску мотора при температуре ниже –20°С.

Трансмиссионное масло еще вязче, поэтому запустить мотор в сильный мороз с включенным сцеплением и остывшим за ночь аккумулятором практически невозможно. Особенно если в КПП залито масло с индексом вязкости 85W-90. А чтобы коробка, а точнее, ее синхронизаторы нормально функционировали, масло в ней также должно разогреться. Для этого после пуска и выхода двигателя в режим устойчивой работы плавно отпускают педаль сцепления, после чего начинает вращаться первичный (и промежуточный) вал КПП, и благодаря процессам внутреннего трения масло начинает разогреваться. По мере разогрева двигателя тепло от него передается и в КПП.

 Прикуриватели

К сожалению, прикуриватели в 20 – 30-градусные морозы не всегда эффективны. Причина очень проста – для вращения коленвала двигателя, в который залито масло 15W-40, необходим большой пусковой ток. Если у вас прикуриватель с прищепками (1), не обеспечивающими плотный контакт с клеммами, или провода очень тонкие, такое устройство может оказаться неспособным передать большой пусковой ток. Прикручиваемый прикуриватель (2) в такой ситуации менее удобен, но более эффективен, поскольку способен передать ток большей величины. Идеальный способ избежать проблем с зимним запуском машины – оставить ее на стоянке, где есть пускозарядное устройство. К сожалению, таких мало.

 «Холодный старт»

Для облегчения запуска двигателя в сильный мороз используют аэрозольные средства «холодный старт». В их состав входит эфир, который довольно легко воспламеняется при сжатии холодного воздуха в камере сгорания. Данное средство весьма эффективно, но использовать его следует согласно инструкции, иначе возможно повреждение впускного коллектора и датчиков в нем. Завести мотор «холодным стартом» можно только в случаях, когда аккумулятор способен вращать коленвал двигателя. Если же у него недостаточно энергии для устойчивого вращения коленвала, средство может оказаться бесполезным. Еще один «подводный камень» – для применения «холодного старта» автовладельцу необходим помощник, который будет впрыскивать состав во впускной тракт при вращении коленвала стартером. Это очень неудобно. Чтобы обойтись без посторонней помощи, во впускной тракт можно «врезать» тонкий шланг, длины которого хватало бы для впрыскивания средства водителем из салона автомобиля (во время запуска двигателя).

 Радиатор

Радиатор лучше всего утеплить, надев чехол на воздухозаборники либо установив под них картонную или другую перегородку. Вентиляционные окна при морозах ниже 20 градусов можно делать небольшими – 10 – 20% площади радиатора – перегреть мотор при такой температуре очень сложно. А если даже стрелка и поползет к красной зоне, исправить ситуацию поможет «печка», включенная на полную мощность.

Юрий Дацык
Фото Владислава Бойко