X

На дровах и газе

Встречал упоминание об автомобильных двигателях, работающих на генераторном газе. Что это за топливо?

Встречал упоминание об автомобильных двигателях, работающих на генераторном газе. Что это за топливо?

Встречал упоминание об автомобильных двигателях, работающих на генераторном газе. Что это за топливо?

Д. Осипов, г. Алчевск

Генераторным газом называют вещество, полученное в результате так называемой газификации твердого топлива – превращения органической части топлива в горючие газы при участии кислорода. Газогенератор обычно представляет собой установку в виде цилиндрической шахты. В ней твердое топливо (уголь, торф, дрова, солома) подвергается сухой перегонке, нагреваясь в струе воздуха до высокой температуры (550 – 800 градусов) и выделяя летучие вещества, которые в смеси с продуктами горения самого топлива образуют генераторный газ. Он горюч, его теплотворная способность, антидетонационная стойкость и другие качества позволяют выступать в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Серьезные переделки силового агрегата при этом не нужны; хоть он и теряет часть мощности, высокое октановое число газа позволяет частично компенсировать потерю повышением степени сжатия.

Автомобиль с газогенератором, вырабатывая газ непосредственно на борту, получает независимость от сети бензиновых АЗС и газонаполнительных станций. На 100 км пробега ему требуется только несколько десятков килограммов древесных чурок размером со спичечный коробок каждая. В 40 – 50-е годы около сорока тысяч газогенераторных грузовиков ГАЗ-42, ЗИС-13 и ЗИС-21 «трудились» на вывозке леса в отдаленных районах СССР. Так что на самом деле газогенераторные автомобили работают не столько на газе, сколько на дровах.

Более широкому распространению таких конструкций помешала их громоздкость – в серийном исполнении оборудование весило от 230 до 500 кг. Комплект состоял из трех объемных частей – собственно генератора, охладителя и очистителя газа, что требовало немало места. Для его размещения грузовую платформу грузовиков приходилось укорачивать, а к легковушкам пристраивать сзади кофр, заменяющий багажник.

Подготовили Юрий Дацык, Александр Ландарь, Игорь Широкун и Дмитрий Пятак
Фото из архива редакции