X

На заправку едет… ревизор!

Государство редко проверяет качество топлива на АЗС. За это взялись различные организации. Но всегда ли их исследованиям можно доверять?

Государство редко проверяет качество топлива на АЗС. За это взялись различные организации. Но всегда ли их исследованиям можно доверять?

Государство редко проверяет качество топлива на АЗС. За это взялись различные организации. Но всегда ли их исследованиям можно доверять?

Похоже, официальные структуры занимаются проблемой некачественного горючего лишь время от времени. Деньги на исследования образцов продукции на АЗС не выделялись с 2008 года, и только недавно из бюджета поступили средства на выполнение данных работ в III-IV кварталах 2010 г. Правда, проверки заправок Госпотребстандарт проводил. И хотя чиновники обязаны предупреждать о визите на АЗС за 10 дней, а проверялись при этом не сами нефтепродукты, а лишь документация на них, все равно фиксируется множество нарушений. Так, за 5 месяцев 2010 года 66% проинспектированных комитетом заправок не предоставили проверяющим органам документы, подтверждающие происхождение топлива.

А чем мерить?

Впрочем, отсутствие финансирования – только часть проблемы. Нынешнее законодательство не обязывает нефтебазы контролировать топливо при приемке с завода, поэтому соответствующих лабораторий на большинстве из них нет. Более того, самое дорогое «европейское» горючее чаще всего невозможно проверить на соответствие заявленным стандартам. Ведь для выявления бензола, олефинов, ароматики и кислородосодержащих элементов нужны специальные приборы – инфракрасные спектроскопы или хроматографы, а для точного измерения содержания серы требуются рентгенофлуоресцентные анализаторы. Однако такого оборудования в Украине либо нет, либо недостаточно.

Впервые с 2008 года Госпотребстандарт получил 1,8 млн. грн. на исследование качества образцов топлива.

Кому верить?

Исходя из того, что контролировать качество топлива некому (да и нечем), многие операторы рынка безнаказанно продают горючее, не соответствующее никаким стандартам. Но где именно в бак зальют «бодягу», никто достоверно не знает – водители делятся печальным опытом лишь на сайтах некоторых клубов. Впрочем, доверия к таким публикациям нет – вполне возможно, что они пишутся с легкой руки конкурентов. Поэтому независимые исследования качества топлива крайне важны. Например, несколько лет назад в Польше публикация «черного списка» АЗС в СМИ практически сняла проблему «бодяги». Аналогичный список обнародован в Москве. Но где взять такие данные в Украине? Собственные исследования операторов нефтерынка, которые они проводят как по своим, так и «чужим» АЗС, по понятным причинам не могут быть признаны объективными. Создать подобные списки периодически пытаются некоторые СМИ и общественные организации. Но их выводы вызывают у специалистов немало серьезных вопросов, а постоянное присутствие в лидерах рейтингов одних и тех же операторов рынка настораживает даже простых автомобилистов, следящих за данной темой. Например, Институт потребительских экспертиз (ИПЭ) недавно объявил, что начинает исследования АЗС по всей территории страны, проверяя по 30 заправок в каждой области. Однако такой грандиозный проект требует огромных средств. Ведь в свое время Госпотребстандарт проверял 2500 АЗС в год (или 0,5% реализуемого топлива), тратя на это 3,5 млн. грн. Небольшая организация со штатом в несколько человек вряд ли «потянет» такое дорогостоящее начинание без поддержки спонсоров. А они руководством ИПЭ не афишируются. Возможно, это кто-то из операторов нефтерынка? Кроме того, вызывает вопросы система оценок ИПЭ, напоминающая классификацию гостиниц присвоением «звездочек» – от одной до пяти. Однако такой подход – очень «творческий». Например, достаточно низкую оценку в виде одной желтой «звезды» присваивают топливу, которое соответствует украинским стандартам, «но его показатели находятся на грани максимально возможных допусков». Как же определить эту грань и зачем она нужна? Ведь топ­ливо остается в пределах норм ГОСТа – выходит, оно качественное, а потребитель из-за наличия всего одной звезды оценит топливо как низкокачественное…

Остается вопрос и относительно скрытности отбора проб – независимые «ревизоры» оператора АЗС об этом не уведомляют. А ведь неплохо бы взятую порцию разделить на три части, одну из которых опломбировать и под роспись оператора заправки оставить на АЗС, чтобы ее владелец при необходимости мог оспорить результаты проверки.

По данным Госпотребстандарта, за 5 мес. 2010 г. на 66% проверенных АЗС отсутствовали документы, наличие которых необходимо, чтобы подтвердить происхождение топлива.

По-настоящему независимы

Существует масса других контролеров качества топлива – от общественных ассоциаций по защите прав потребителя до различных СМИ – как печатных, так и интернет-сайтов. Но в наличии в их штате компетентных специалистов не сомневаются только самые преданные читатели. Скорее всего, пока объективность проверяющих вызывает хоть тень сомнения, порядка на рынке не навести. Куда большим доверием и потребителей, и продавцов топлива пользовались бы выводы специализированной ассоциации действительно независимых и компетентных экспертов, а еще лучше – соответствующей государственной структуры. Такой организации необходимы современные приборы и прозрачное финансирование, а результаты исследований должны распространяться через авторитетный медиаресурс как в печатном, так и в электронном виде. Но пока подобной ассоциации нет, а государство выделяет деньги на исследования не слишком регулярно, автомобилисты продолжают испытывать качество горючего только на личном (иногда горьком) опыте.

Где бензин лучше?

Согласно рейтингу Международного центра по качеству топлива IFQC, опубликованному в мае 2010 года, Украина занимает 47-е место по качеству бензина и 53-е – дизтоплива (в рейтинге – 100 стран). При этом наша страна поднялась за год в списке качества бензина на одну позицию и опустилась на три по солярке. Самый качественный бензин – в Германии. За ней следуют Япония, Австрия, Дания, Эстония, Финляндия, Венгрия и Швеция. Кстати, в этой скандинавской стране продают лучшее в мире дизтопливо. Хорошая солярка также в Германии, Японии и Финляндии.

Сергей Петров
Фото из архива редакции

5