Не бензином единым

Для того, чтобы машина ездила, ей в первую очередь нужно топливо. Однако существуют и другие жидкости, без которых автомобилю не обойтись, – тормозная, охлаждающая, масло, а также жидкость для омывателя лобового стекла.

Кое-что о технических жидкостях

Для того, чтобы машина ездила, ей в первую очередь нужно топливо. Однако существуют и другие жидкости, без которых автомобилю не обойтись, – тормозная, охлаждающая, масло, а также жидкость для омывателя лобового стекла.

Моторное и трансмиссионное масла

Проблемы и поломки, возникающие вследствие утечки масла, могут быть настолько серьезными, что их и перечислять-то не хочется. Конечно, во многих автомобилях о слишком низком уровне масла оповестит сигнальная лампочка на приборной панели, однако этого момента лучше не дожидаться. Владельцам старых машин стоит проверять уровень моторного масла при помощи специального щупа каждые два-три дня; автомобили помоложе можно обследовать и пару раз в месяц. Если щуп показывает, что уровень масла опустился ниже минимальной отметки, не стоит затягивать с доливом. Лучше всегда возить с собой небольшую канистру с маслом той же марки, которое было залито в двигатель (другой вариант – при замене купить канистру большего объема и постоянно держать в багажнике остаток).

Как правило, полностью менять моторное масло (а вместе с ним и масляный фильтр) следует через каждые 10 тыс. км пробега или, если машина в основном простаивает, минимум раз в год. Трансмиссионное масло меняют гораздо реже, примерно через 40 – 60 тыс. км. Впрочем, более точные рекомендации на этот счет владельцу стоит поискать в инструкции по эксплуатации своего авто.

Тормозная жидкость

Возможные последствия отсутствия жидкости в тормозной системе объяснять, наверное, не нужно. Важнее другое – вовремя заметить уменьшение ее уровня. Дело в том, что во многих автомобилях лампочка, сигнализирующая об этом, одновременно является указателем включенного ручного тормоза. Поэтому многие автолюбители, замечая загорающуюся во время движения пиктограмму, первым делом грешат на неисправность «ручника», попросту забывая о главной тормозной системе.

Полностью менять тормозную жидкость нужно нечасто – в среднем раз в два-три года. Однако время от времени проверять ее уровень жизненно важно. Более того, прежде чем долить жидкость при возникновении такой необходимости, нужно выяснить причину снижения уровня. Ведь если утечки нет, все та же лампочка может сигнализировать о критическом износе тормозных колодок. В любом случае, оставлять данную проблему без внимания нельзя.

Охлаждающая жидкость

Как известно, отсутствие или недостаточное количество жидкости в системе охлаждения неминуемо приведет к закипанию мотора. Летом многие доливают в радиатор дистиллированную воду, однако зимой и вода не панацея – вместо нее в систему нужно заливать незамерзающую жидкость (антифриз). Меняют ее в двух случаях: если «возраст» антифриза близок к критическому (2 – 5 лет в зависимости от класса жидкости) или если в систему охлаждения часто доливали воду. Важно помнить, что новая охлаждающая жидкость по типу должна соответствовать залитой ранее и указанной в инструкции к автомобилю. В зависимости от конструкции двигателя, для которого они предназначены, антифризы окрашивают в разные цвета и добавляют различные присадки (силикаты, молибденовокислый натрий), защищающие от разрушения алюминий, цинк, хром, чугун, резину, пластмассы-эластомеры.

Жидкость для омывателя

Может показаться, что отсутствие этой жидкости наименее опасно. На самом деле это не совсем так – грязное лобовое (или заднее) стекло и, как следствие, ограниченная обзорность могут стать причиной аварии. Естественно, летом в качестве омывателя подойдет и вода, в которую добавляют специальные химические препараты, способствующие удалению со стекла грязи и насекомых. А перед наступлением зимы необходимо приобрести незамерзающее моющее средство. Подобные жидкости продают как готовыми к использованию, так и в виде концентрата, который разводится обыкновенной (вовсе не обязательно дистиллированной) водой. В данном случае крайне важно предугадать минимальную температуру, характерную для данной местности, и развести концентрат в нужной пропорции.

 Совет эксперта  

Александр Шапран
Начальник департамента сервиса «Автоцентра на Столичном»

Бесспорно, самостоятельно долить до нужного уровня любую техническую жидкость под силу практически каждому автолюбителю. Более того, даже полную замену масла, тосола или антифриза многие производят «по старинке», а именно в гараже или на стоянке. Однако гораздо качественнее эту работу выполнят профессионалы на фирменной СТО (тем более что любой автомобиль, находящийся на гарантии, просто обязан обслуживаться именно там). Например, при замене масла специалисты наверняка поставят новый фирменный фильтр нужной спецификации, чего абсолютно не гарантируют гаражные «псевдо-профи». Кроме того, некоторые операции очень сложно, а порой и невозможно выполнить без применения специальной техники. Например, при замене тормозной жидкости необходимо проверить и обеспечить герметичность тормозной системы, а также гидропривода сцепления, где работает та же жидкость. Похожая ситуация и с гидроусилителем руля – нужно не только заменить масло, использующееся в его работе, но и правильно «прокачать» систему. Неквалифицированная же замена масла ГУР запросто может привести к быстрой поломке этого сложного и дорогостоящего узла или, как минимум, к его неэффективной работе.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.