X

Нюансы установки ГБО на Honda CR-V из Эмиратов: Азиатская экономия

Подбор газобаллонного оборудования настолько индивидуален, что одно и то же ГБО не всегда применимо даже для моделей с одинаковыми моторами, но для разных регионов. С этим мы столкнулись при установке «газа» на азиатскую Honda CR-V.

 

 

 

Подбор газобаллонного оборудования настолько индивидуален, что одно и то же ГБО не всегда применимо даже для моделей с одинаковыми моторами, но для разных регионов. С этим мы столкнулись при установке «газа» на азиатскую Honda CR-V.

 

 

 

Подбор газобаллонного оборудования настолько индивидуален, что одно и то же ГБО не всегда применимо даже для моделей с одинаковыми моторами, но для разных регионов. С этим мы столкнулись при установке «газа» на азиатскую Honda CR-V.

В продолжение нашей серии материалов по газобаллонному оборудованию мы подыскивали доступный вариант ГБО для модификации CR-V (2,4 л, «автомат»), привезенной в страну из Эмиратов. Еще на этапе подбора соответствующего оснащения для этой Honda наши давние знакомые – специалисты из «Сервис Газ Украина» поинтересовались не только бюджетом заказчика, но и тем, откуда к нам попала машина. Ведь на европейский, азиатский и американский рынки данная модель поставляется с разными блоками управления двигателем и программным обеспечением (OBD-протоколами). Обусловлено это разными экологическими требованиями, а соответственно, индивидуальными программами топливоподачи. Из-за этого коррекция топливоподачи отображается по-своему, например, в «азиатах» – лишь частично. Поэтому необходим специальный подход к подбору управляющей электроники газобаллонного оборудования.

Для азиатской CR-V подобрали польско-итальянско-корейский комплект под сжиженный газ (пропан-бутан). В него входят уже знакомые нам по предыдущим публикациям электроника ZenitPro (Италия-Польша) – версия без OBD, проверенный временем редуктор Tomasetto Arctic (Италия), высокопроизводительные форсунки Hana 2000 (Южная Корея), фильтр паровой фракции Certools (Польша), неокисляемые пластиковые трубопроводы Faro (Италия) с рабочим давлением до 250 бар и сертифицированный автопроизводителями торроидальный баллон Tugra Makina (Турция) с мультиклапаном Tomasetto с электроклапаном. Так как запаска в этой модели полноразмерная, на ее место в грузовом отсеке свободно лег 69-литровый торроидальный баллон. Наличие в багажнике большого баллона для газа в итоге позволило получить довольно существенный запас хода – от 400 до 500 км (в зависимости от стиля вождения и места заправки). Расход газа после тщательных настроек по сравнению с бензином поднялся всего на 1,0-1,5 литра, что составило 13,5-14,0 л/100 км (на бензине – 12,5-13,0л/100 км). Это оптимальный прирост расхода газа (+15–20%), обеспечивающий сгорание газовоздушной смеси со щадящими для ДВС скоростью горения и тепловыделением и субъективно отсутствующей разницей в тяговых характеристиках при разгоне.

Для менее экологичной азиатской версии CR-V выбрали блок управления ZenitPro без OBD.

Газовый редуктор Tomasetto Arctic имеет запас мощности (до 190 л. с.), что целесообразно для прожорливого «азиата».

Корейским форсункам Hana 2000 не страшен газовый конденсат, поэтому применен фильтр паровой фракции Certools без отстойника.

Особенности

В отличие от бюджетных марок и моделей у Honda CR-V есть одна интересная особенность работы электронного указателя уровня топлива и счетчика пробега на его остатке. Количество горючего в баке борткомпьютер CR-V контролирует не по поплавку в баке, а согласно суммированию данных импульсов открытия бензиновых форсунок. А значит, несмотря на то, что мотор не работает на бензине, из общей памяти объема топлива в баке он «отнимает» горючее суммированных «импульсов», подаваемых на форсунки. И если машина едет на газе, уровень «электронного» топлива в баке также снижается. Но когда он падает до определенной величины, указатель корректирует данные на щитке приборов по уровню поплавка, а затем опять начинается электронный отсчет. Поэтому рекомендуется, чтобы бак был заполнен не меньше, чем наполовину. Опасения владельца данной машины относительно ресурса двигателя развеяли специалисты хондовской СТО. Единственная их рекомендация – каждые 30 тыс. км регулировать тепловые зазоры клапанов (около 400 грн.).

Заправочный вентиль без удлинителя поместился в лючке бензобака.

  

Кнопка управления ГБО оснащена индикатором сбоев в работе оборудования.

69-литровый баллон с полезной заправкой около 60 литров позволил получить существенный запас хода – 400–500 км.

Эффект в кошельке

Затраты на такой комплект с установкой – 6500 грн. Благодаря оптимальной стоимости данного оборудования оно окупается достаточно быстро. Например, при пробегах около 2 тыс. км в месяц такой срок с учетом техобслуживания ГБО и затрат на регистрацию составит около полугода.

Затраты на установку и эксплуатацию ГБО 4-го поколения

Статья расходов

Стоимость, грн.

Оборудование и установка

6500

Запись в техпаспорт автомобиля

213–250

Техобслуживание каждые 20 тыс. км

200

Регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 30 тыс. км

400

Экономия денежных средств в месяц

Месячный пробег, км

Расходы на бензин*, грн.

Расходы на газ**, грн.

Месячная разница, грн.

1000

1362,5

715

647,5

1500

2043,8

1073

970,8

2000

2725

1430

1295

2500

3406,3

1788

1618,3

3000

4087,6

2146

1941,6

*Расчетная стоимость бензина – 10,90 грн./л
**Расчетная стоимость газа в киевском регионе – 5,30 грн./л

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмича