X

Обогрев гаража: Выше столбик, товарищ градусник!

Чтобы при ремонте машины зимой не замерзнуть в гараже, следует позаботиться об отоплении.

Чтобы при ремонте машины зимой не замерзнуть в гараже, следует позаботиться об отоплении.

Чтобы при ремонте машины зимой не замерзнуть в гараже, следует позаботиться об отоплении.

Теплыми боксами могут похвастаться немногие. Большинство же гаражей не отапливается, и с наступлением холодов в них становится неуютно. Чтобы работать, приходится тепло одеваться и запастись перчатками. А когда столбик термометра опускается ниже нулевой отметки, вопрос об отоплении гаража встает ребром.

Чем согреться?

В морозы кирпичный или бетонный гараж остывает за сутки-двое, металлический – за несколько часов.

Чаще всего для отопления гаражей автовладельцы используют различные электрообогреватели и печки-«буржуйки», в которых сжигаются дрова или отработанное масло. Применяются также обогреватели, работающие на сжиженном (пропане) или природном (метане) газе.

Самый распространенный и доступный способ – электрообогрев. В качестве электрообогревательного прибора часто используют так называемые козлы – дешевые и простые в изготовлении самодельные устройства, представляющие собой намотанную на асбоцементную трубу нихромовую спираль. Следует отметить, что мощность, потребляемая такими обогревателями, велика (доходит до 5 – 10 кВт), а эффективность – низкая. Кроме того, установка таких «козлов» опасна: большие токи приводят к возгоранию гаражной проводки или выходу из строя электросчетчика.

Более экономичны и эффективны электрообогреватели, оборудованные тепловым отражателем (сферическим или прямоугольным). Он позволяет направлять тепловой поток вдоль пола гаража или непосредственно в зону проведения ремонтных работ. Повышенным КПД характеризуются и конструкции, в которых нагретый раскаленной спиралью воздух подается в нужном направлении небольшим вентилятором.

Газовые отопители, применяемые для обогрева, делятся на инфракрасные и каталитические. В основе первых лежит горелка с керамическими «сотами». При сгорании газа керамика раскаляется и ее инфракрасное (тепловое) излучение нагревает пространство перед горелкой. Воздух, нагретый пламенем, поднимается вверх и обогревает все помещение. Инфракрасные обогреватели (так называемые газовые камины) имеют мощность от 2,4 до 6,2 кВт. Они более эффективны, чем электрообогреватели, но имеют один минус – продукты сгорания газа накапливаются в помещении, вследствие чего гараж приходится регулярно проветривать.

Этого недостатка лишены каталитические отопители, у которых сгорание газа происходит в специальных металлических «сотах» с катализатором, что позволяет нейтрализовать до 95% вредных продуктов сгорания. Мощность таких нагревателей не превышает 2,2 – 3,0 кВт, зато они менее опасны для человека и используются для отопления даже жилых помещений.

Мощность обогрева

Устраивать в гараже «сауну» не следует. Достаточно, чтобы в помещении была температура +10…+14° С (рис. 1).

Гаражная электропроводка и счетчик, как правило, выдерживают подключение электрообогревателя мощностью не более 2,5 кВт (при этом потребляется ток около 10 А). Включать дополнительный электронагреватель или увеличивать его мощность опасно. Кроме того, мощные электронагреватели «подсаживают» электросеть (снижают напряжение с 220 В до 170 – 180 В), поэтому включать их надолго недопустимо. По этой причине при первых заморозках помещение приходится дополнительно отапливать «буржуйкой» или газовым обогревателем. Если такой возможности нет, с холодом в гараже приходится мириться или идти на компромисс: направлять горячий воздух электрообогревателя только в ту часть гаражного пространства, в которой вы находитесь.

Техника безопасности

Работа с энергоносителями всегда связана с риском, поэтому при использовании отопительных приборов необходимо придерживаться определенных правил. Так, пользоваться «буржуйками» можно только в тех гаражах, где есть приточная вентиляция и вытяжная труба. Возле отопителя с открытым пламенем не должно быть масел, деревянных и иных легковоспламеняющихся предметов (емкости с бензином следует хранить только в подвале). В таком гараже ни в коем случае нельзя спать, особенно при перекрытой в целях экономии тепла печной заслонке: можно отравиться угарным газом.

Нельзя использовать электрообогреватели, мощность и ток которых превышают допустимые величины для счетчика и электропроводки. Места переходных соединений (скрутки проводов, розетки, вилки и т. д.) должны быть исправны и заизолированы. Необходимо, чтобы гараж был оборудован автоматом-выключателем, который отключает напряжение в случае перегрузки электроцепей или замыкания в них. Если для включения отопителя необходим удлинитель, следует использовать «переноску» длиной не более 5-6 м, с медным проводом сечением не менее 2,0 – 2,5 мм2. Она не должна лежать на легковоспламеняющихся предметах – промасленной ветоши, бумаге, деревянной стружке и т. д. На обогреватели нельзя вешать для просушки одежду и ветошь.

Газовые отопители нужно эксплуатировать с особой осторожностью, соблюдая определенные правила.

Нельзя использовать газовое отопление в помещении, где хранятся летучие и взрывоопасные вещества, а также там, где есть хлориды, бромиды, фториды и другие соединения, пары которых активизируют коррозионные процессы на металлических поверхностях.
Категорически запрещается использовать газовые горелки для подогрева и кипячения жидкостей (воды, красок и т. д.) – при попадании брызг на раскаленную керамику она лопается и выходит из строя. В этом случае может произойти утечка газа. Если в гараже находится еще и включенный электрообогреватель, возможен взрыв.
Нельзя хранить баллон с газом в помещениях, находящихся ниже уровня земли (в подвале гаража): пропан тяжелее воздуха и при утечке скапливается внизу. Ее сложно вовремя обнаружить. Если включить свет, в подвале может произойти взрыв.
Войдя в отапливаемый газом гараж, нельзя сразу включать свет и электроприборы: существует вероятность утечки газа через неплотности соединений. Сначала нужно убедиться в отсутствии запаха газа, а при его обнаружении – проветрить помещение. Нельзя искать утечки газа, применяя открытое пламя (спички, зажигалки и т. д.).

И еще одно правило: нельзя оставлять включенные обогреватели без присмотра, особенно на ночь, как это частенько делают некоторые владельцы гаражей, стремясь в морозы согреть не только бокс, но и подвал. Подобная беспечность может дорого обойтись.

 Типы отопителей, используемых в гаражах

 Меры безопасности, которые необходимо соблюдать при отоплении гаража

 Обогрев – не главное

В первую очередь необходима теплоизоляция помещения, а проще – его утепление.

Это позволит уменьшить утечку тепла наружу, иначе часть мощности источника тепла будет расходоваться впустую. Утеплять отапливаемый гараж следует и по другой причине: при попадании разогретого воздуха на холодный потолок каменного или металлического гаража влага конденсируется и стекает на пол. Железные ворота также начинают «плакать». Влага накапливается в их замках и на пороге и, если ночью ударит мороз, замерзает – наутро гараж можно и не открыть. Кроме того, постоянно влажные ворота быстрее ржавеют.

Об утеплении гаража следует позаботиться еще на этапе его строительства. Стены бокса (внутренний слой) лучше сложить из шлако- или пенобетонных блоков.

Крышу обычно утепляют путем нанесения на панели перекрытия слоя керамзита толщиной 15 – 25 см, поверх которого кладут цементную стяжку. Для теплоизоляции крыши можно использовать и материалы на основе минеральной ваты. Металлические ворота гаража изнутри обкладывают листовым пенопластом толщиной 4 – 6 см и «зашивают» их фанерой или деревянной «вагонкой». Самый простой способ утепления железного гаража – полная обшивка его изнутри древесно-стружечными плитами толщиной 16 – 22 мм.

 Какое тепло дешевле

Использование «буржуек» – самый дешевый способ отопления. Чаще всего топливо для них – дрова, собранные у соседей, на свалках, в ближайшем лесу или посадке. Правда, за эту дешевизну приходится расплачиваться неизбежными дымом и чадом, а также высоким «аппетитом» печек.

При мощности электрообогревателя, например, 2,5 кВт и ежедневном его применении по 4-5 часов, счетчик гаража «накрутит» 45 – 55 грн. в месяц.

Газовый обогрев – удовольствие также не из дешевых: заправка 50-литрового баллона (в него закачивают не более 40 л сжиженного пропана) обойдется в 52 – 56 грн. При средней мощности горелки 2,8 кВт расход газа составляет около 220 г/час; емкости баллона при этом хватает на 180 часов непрерывной работы. При ежедневной работе в течение 4-5 часов – на 36 – 40 дней. Следует отметить, что иногда в гараже используют и комбинированное отопление: электрообогреватель работает постоянно, а газовый включается ему в помощь – сначала на 0,5 – 1 час для быстрого начального прогрева помещения, а затем периодически, по мере необходимости.

 

Владимир Корницкий
Фото автора, Владислава Бойко и Андрея Яцуляка

Редакция благодарит «Господарчі товари LTD» и ЧП Зубко Александра за помощь в подготовке материала