X

Обслуживание кондиционеров: Здоровый градус

Тепло уже пришло, и владельцы авто с кондиционером или климат-контролем думают об их подготовке к интенсивной эксплуатации. Но все ли помнят, что необходимо не только уделить внимание техническим моментам, но и позаботиться о своем здоровье?

Тепло уже пришло, и владельцы авто с кондиционером или климат-контролем думают об их подготовке к интенсивной эксплуатации. Но все ли помнят, что необходимо не только уделить внимание техническим моментам, но и позаботиться о своем здоровье?

Тепло уже пришло, и владельцы авто с кондиционером или климат-контролем думают об их подготовке к интенсивной эксплуатации. Но все ли помнят, что необходимо не только уделить внимание техническим моментам, но и позаботиться о своем здоровье?

Проверить давление хладагента в системе, состояние и натяжение приводного ремня, целостность трубопроводов и радиатора-испарителя – необходимый перечень операций, о которых обычно не забывают специалисты сервиса и владельцы автомобилей. Но, кроме «здоровья» автомобиля, не помешало бы позаботиться и о здоровье его экипажа – ведь именно люди прежде всего страдают от болезнетворных организмов, которые любят селиться в недрах климатической установки. Поэтому кондиционеру (в том числе и являющемуся частью системы климат-контроля) необходима специальная антисептическая обработка, которая уничтожит бактерии и микробы, а в идеальном случае – исключит возможность их повторного появления в ближайшее время.

Откуда опасность

Каждый кондиционер содержит в своей схеме радиатор-испаритель, в котором хладагент переходит из жидкого состояния в газообразное. Радиатор становится холодным, поскольку процесс этот – эндотермический, сопровождающийся отбором тепла у проходящего через радиатор воздуха. На его холодном металле конденсируется влага, и в ней собираются все мелкие частицы, приносимые воздухом с улицы: пыль, пух и пыльца растений. Образуется влажный слой – среда для расселения плесени, грибков и бактерий.

Первым сигналом о появлении такой колонии под вашим торпедо становится не типичный для автомобильного интерьера запах. Он может быть разным – от болотного «аромата» сырости до откровенно неприятного, резкого, наподобие того, что сопровождает старую обувь.

Но по-настоящему вредными для человека могут стать микроорганизмы, которые селятся во влажной «каше» на поверхности испарителя и воздуховодов. Современная медицина выделяет даже особую «кондиционерную» болезнь – легионеллез, вид воспаления легких, вызываемый легионеллами – бактериями, поселившимися в системах кондиционирования. Да и более привычные заболевания дыхательных путей – простуда, бронхит, гайморит, классическая пневмония, а также отит, не менее опасны.

Методы борьбы

Ежегодная профилактическая антисептическая обработка поможет избежать таящихся под торпедо опасностей. Есть два пути дезинфекции испарителя и воздуховодов – обычная механическая очистка и очистка путем химической обработки.

Механическая чистка применяется реже, потому что при этом требуется серьезная работа по разборке климатической установки, добраться к которой обычно можно, лишь демонтировав одну из самых сложных сборочных единиц современного авто – торпедо. Такой дорогой вариант будет оправдан только в том случае, если автомобиль не обрабатывался химическими препаратами более трех-пяти лет или если сильно загрязнен радиатор испарителя. Такое бывает при эксплуатации в особо пыльных районах, а также при неисправности или отсутствии фильтра салонного воздуха.

В условиях Украины обычно применяется антисептическая обработка системы охлаждения воздуха при помощи препаратов, убивающих микробы. Специально созданные вещества подают прямо к местам скопления грязи, традиционно служащей пристанищем для бактерий. Высокоэффективный препарат Terosept, примененный по инструкциям его производителя, не только продезинфицирует систему кондиционирования, но и убережет ее в чистоте на ближайшие месяцы – вплоть до одного года.

Мини-профилактика

Для профилактики расселения грибков и плесени специалисты советуют исключать накопление влаги на радиаторе-испарителе автомобильного кондиционера (климат-контроля). Всего лишь нужно за несколько минут до выключения двигателя отключить кондиционер (кнопкой AC On/Off или подобной), оставив при этом работающим вентилятор климатической установки и выйдя из машины на улицу. Поток теплого воздуха с улицы быстро просушит радиатор от накопившейся за поездку влаги. Вредные микроорганизмы не получат пристанища для размножения во время стоянки, поскольку им необходима, в первую очередь, некая влажная среда.

Круглый год

Климатическая установка автомобиля может распространять инфекцию круглый год, а не только в теплую пору, когда активно используется кондиционер. Дело в том, что его испаритель включен в общий контур подачи воздуха в салон, и даже если работает только отопитель, воздух все равно проходит через испаритель кондиционера и все поселившиеся в нем возбудители болезней разносятся потоком воздуха по всему салону круглый год. В весеннее время опасность заболеть усугубляется наличием в воздухе аллергенов – пыльцы растений.

Аромат в придачу

Некоторые производители автохимии предоставляют возможность вместе с антисептической обработкой охладителя воздуха освежить атмосферу салона в целом. Устоявшиеся запахи табака, влаги, пластика, старых отделочных материалов можно убрать, дезодорировав интерьер новым ароматом. Так, спрей-очиститель Loctite Hygiene Spray, помимо основной задачи – очистки радиатора охладителя, ликвидирует запах табака, даже если он «впитался» в обшивку автомобиля. Вместо этого в салоне надолго остается аромат ментола и эвкалиптового дерева. Для ароматизации можно применить и новый очиститель Теросепт с ароматом лимона.

 

 

Ежегодно

Новым автомобилям антибактериальная обработка системы охлаждения воздуха не требуется, поскольку все ее компоненты чистые. Она целесообразна для машин после первого года эксплуатации, в воздуховодах и на испарителе климатической установки которых уже накопилось достаточно много пыли и грязи. Повторять обработку климатических установок неновых машин рекомендуется ежегодно, даже если включение вентилятора климатической установки не сопровождается появлением посторонних запахов.

На СТО

Самый надежный и в то же время доступный способ очистить кондиционер от микроорганизмов – это профессиональная антисептическая обработка системы охлаждения воздуха в условиях СТО.

В стационарных условиях СТО при обслуживании кондиционеров применяют ультра­звуковую очистку. Аппарат-распылитель размещают в салоне около отверстия забора воздуха в климатическую установку. Ультразвуковое устройство превращает жидкий антисептик в мелкодисперсный туман, который система вентиляции в режиме рециркуляции втягивает и многократно прогоняет по своим каналам, в том числе и через испаритель. Чтобы такая обработка получилась максимально эффективной, на СТО применяется «профессиональный» антисептик и аппарат для его распыления той же марки. Например, жидкость-очиститель Terosept торговой марки Teroson в паре со специальным ультразвуковым аппаратом рассчитаны на обработку климатической установки легкового автомобиля за 15 минут или внедорожника за 30 минут. Даже если климатическая установка машины загрязнена чрезмерно, эксперты по кондиционерам стараются избегать полной разборки системы, особенно, если данный автомобиль уже немолод. Подобные работы трудоемки и могут попутно потребовать замены некоторых старых деталей, крепежа и т. д. Специализирующиеся компании для очистки сильно загрязненных радиаторов и воздуховодов, прочих труднодоступных мест применяют особое оборудование – зонд-пистолет с распылителем на конце. Его вводят в каналы подачи воздуха – например, через временно удаленные решетки дефлекторов или корпус салонного фильтра воздуха, таким образом подавая вещество-очиститель прямо к испарителю. Препарат-антисептик, который тут используется, – тот же «профессиональный» Teroson Terosept производства немецкой компании Henkel.

Я сам

Во многих случаях авто­владелец может продезин­фицировать свой кондиционер без посторонней помощи, но для этого понадобятся специальные «домашние» препараты. Например, таковым является спрей-очиститель для легкого самостоятельного использования Hygiene Spray торговой марки Loctite немецкой компании Henkel. Струю содержимого из аэрозольного баллончика нужно распылить таким образом, чтобы она попала на обрабатываемый испаритель. Например, удобно поставить флакон вертикально на пол между торпедо и пассажирским сиденьем и активировать подачу вещества из баллончика. Вместе с распылением включают режим рециркуляции и максимальные обороты вентилятора климатической установки. Помимо прочего, у «любительского» состава Loctite Hygiene Spray есть одна очень полезная особенность: убивая микробы и грибки, он оставляет на поверхности испарителя и воздуховодов пленку вещества, препятствующего появлению новых микробов в дальнейшем. Кстати, такой препарат применим не только в машине, но и для дезинфекции воздуха в жилых и офисных помещениях.

Игорь Широкун
Фото Henkel и из архива редакции