Охотники за пробками
Сегодня жители столицы, пользующиеся автомобилем, перед уходом из офиса домой непременно заглядывают в Интернет, чтобы узнать о заторах на дороге. Как актуальная информация о текущем трафике попадает на экран компьютера или телефона?
Сегодня жители столицы, пользующиеся автомобилем, перед уходом из офиса домой непременно заглядывают в Интернет, чтобы узнать о заторах на дороге. Как актуальная информация о текущем трафике попадает на экран компьютера или телефона?
Чтобы, сидя в помещении, за 2-3 минуты узнать, каким будет ваш путь через запруженный автомобилями город, можно с домашнего компьютера зайти на один из сайтов, предлагающих сервис «Карты». Открыв их, нужно найти кнопку «Пробки» – и городские улицы окрасятся в разные цвета, каждый из которых соответствует степени загруженности того или иного отрезка дороги.
Некоторые продвинутые пробочные сервисы отражают городской трафик на особых уличных экранах. |
Как увидеть пробки
Если захотите получить картинку трафика на экран телефона, скачайте в него с одного из упомянутых сайтов специальное приложение. Естественно, телефон должен быть с Интернетом. Кроме того, чтобы точно позиционировать себя на карте, нужен GPS-модуль – встроенный в телефон или отдельный, связывающийся с телефоном по Bluetooth. В принципе, интернет-карты («Видеопробки», «Яндекс») могут обходиться без GPS-привязки пользователя, но в таком случае они определяют местонахождение пользователя по его положению относительно базовых станций мобильной связи. Точность такого способа невелика.
Для быстрой общей оценки картины у одних сервисов существует понятие пробочного балла («Яндекс»), у других – процентная оценка загруженности дорог («Видеопробки»).
Наконец, чтобы помочь «пробочному» сервису быть точнее, советуем активировать в мобильном приложении функцию «Сообщать о пробках». Тогда ваш мобильник будет периодически посылать на сервер данные (совершенно анонимные) о своем перемещении, и эта информация будет использоваться для формирования более правдивой «пробочной» картины. «Расход» интернет-трафика телефоном при этом небольшой.
В придачу
«Пробочные» службы не ограничиваются отображением текущей картины на улицах. В дополнение к этому они помогают проложить маршрут, одновременно оценивая степень заторов на нем, а некоторые (например, «Яндекс») сразу указывают время, которое займет поездка с учетом настоящей дорожной ситуации. Обычно есть возможность спрогнозировать дорожную ситуацию – точнее, опираясь на свой архив данных, сайт может показать типичную дорожную ситуацию на любой момент.
В некоторых случаях на карте можно увидеть поджидающие водителя опасности – посты ГАИ, ремонтные работы или причину затора – ДТП, перекрытие дороги органами власти. Их наносят или сами пользователи, или операторы при наличии достоверной официальной информации. На всех сервисах есть возможность посмотреть свежую фото- (Google) или видеокартинку («Видеопробки», «Яндекс») с наиболее важных городских развязок. Кроме того, иногда предлагается (Google) просмотреть и фото местных достопримечательностей. Из интересных перспективных наработок – разрабатываемая идея мониторинга свободных мест на парковках с выводом информации на мобильные карты.
Информацию о характере трафика автоматически поставляют сами пользователи сервиса.
Устройство
Современные «пробочные» интернет-сервисы устроены не так, как это было десять лет назад в европейских странах. Сейчас никто не встраивает в асфальт датчики фиксации количества авто и не нанимает агентов на скутерах. Сегодня у каждого водителя есть как минимум один мобильный телефон.
Благодаря сотовой связи о пробках «рассказывают» те, кто ими больше всего интересуется – водители, пользователи данного сервиса. Для этого каждый из них, активируя однажды в своем телефоне программу мобильной интернет-картографии, поставил галочку в окошке меню «Сообщать о пробках». И телефон начинает периодически посылать на сервер данные о своем местоположении в привязке к данным встроенного в телефон GPS-модуля (или отдельного GPS-модуля, связанного с телефоном по Bluetooth). Кроме того, информацию о трафике предоставляют партнеры интернет-сервисов – компании, располагающие собственным обширным автопарком, который постоянно пребывает на городских улицах. Задача операторов услуги – обработать все полученные данные, сделать из них правильные выводы и донести до потребителей.
Схема работы «пробочных» сервисов
Анализатор
Это устройство «причесывает» полученные от пользователей данные – отделяет трехминутные задержки у светофоров от настоящих заторов, автоматически исправляет погрешности GPS-позиционирования каждого пользователя, привязывает GPS-трек каждого из них к проезжей части улицы. Кроме того, анализатор отсекает «неправильную» информацию – сигналы от припаркованных машин, от автомобилистов, перешедших в пешеходный режим, но не закрывших в своем телефоне интернет-приложение.
Карта пробок
Данные мобильных треков поступают на сервер компании-оператора «пробочной» услуги. Здесь в специальной порграмме создается предварительная карта пробок. На нее наносится каждый локальный затор в отдельности, без увязки их между собой и пока что без отображения общей картины городского трафика. В таком виде карта еще не годится для предоставления пользователям.
Агрегатор
Здесь разрозненная картина отдельных пробок объединяется в общегородскую картину уличного трафика. На основе полученной от пользователей информации о коротких заторах (у перекрестков, въездов на мосты, мест ДТП) выводится средняя для данного отрезка улицы скорость движения – чтобы маркировать его на карте соответствующим цветом.
Мобильный пользователь
Автомобилист с телефоном, в котором есть Интернет и активировано соответствующее приложение мобильной картографии. К примеру, у «Яндекса» таких пользователей в четырех странах СНГ в месяц насчитывается более 1,5 миллиона, и не менее чем у 80% из них телефоны оснащены GPS. Т. е. они могут передавать оператору сервиса информацию о своем местоположении. Это и есть информационная база – основной источник информации о движении автомобилей по улицам.
Пробки в устройствах пользователей
Слой пробок накладывается на карты в компьютерах и в мобильных устройствах: GPS-навигаторах и сотовых телефонах. Cервисом «Яндекс. Пробки» охвачено 70 городов в четырех странах – России, Украине, Беларуси и Казахстане. Обычно сервис стараются совместить с большинством известных мобильных платформ: Windows Mobile, Apple, Symbian, Android, Java и пр. Кроме того, «пробочная» информация размещается на радиостанциях, а у «Яндекса» есть даже свои экраны на улицах Москвы.
Общегородская карта пробок
Специально созданные компьютерные программы анализируют время задержки автомобилей на маршрутах и определяют степень сложности (балльность) пробок на данный момент – как по городу в целом, так и на отдельных конкретных маршрутах.
Качество пробок
Качество «пробочного» сервиса – это прежде всего достоверность отображаемой на экране информации. Для контроля за этим параметром тот же «Яндекс», к примеру, несколько раз в месяц делает контрольные поездки. Выбрав одно из самых популярных в час пик направлений, аналитики прокладывают в том районе наиболее типичный маршрут и посылают по нему свой автомобиль, оборудованный GPS-логгером. Это устройство непрерывно и с высокой точностью фиксирует передвижение машины. Таких поездок совершается несколько, затем полученная скорость движения тестовых авто по маршруту сравнивается со скоростью, которую показывал на этом участке сайт. Разница этих скоростей в процентах составляет уровень качества. В Москве, где качество сервиса очень высокое, эта цифра равна 70%, в Киеве показатель несколько ниже – 67%. На качество отображения пробок влияет правильность настроек анализатора и агрегатора. Однако в первую очередь его определяет количество пользователей, которые вместе со своими автомобилями находятся на улицах города и телефоны которых через мобильный Интернет передают на сервер «пробочной» службы информацию о характере своего перемещения по городу.