X

Откуда берется налет на свечах

В двигателе моей «Газели» прогорел выпускной клапан. После снятия головки блока выяснилось, что клапаны и свечи в других цилиндрах покрыты красным налетом. Почему это произошло – из-за некачественного моторного масла или из-за бензина?

В двигателе моей «Газели» прогорел выпускной клапан. После снятия головки блока выяснилось, что клапаны и свечи в других цилиндрах покрыты красным налетом. Почему это произошло – из-за некачественного моторного масла или из-за бензина?

В двигателе моей «Газели» прогорел выпускной клапан. После снятия головки блока выяснилось, что клапаны и свечи в других цилиндрах покрыты красным налетом. Почему это произошло – из-за некачественного моторного масла или из-за бензина?

Дмитрий Павленко, Киевская обл.

Данная неисправность свидетельствует об использовании бензина с ферросодержащими (Fe – железо) присадками. Их добавляют в топливо невысокого качества для повышения детонационной стойкости (т. е. октанового числа). Избыточное количество данных присадок способствует повышению температуры сгорания, что, собственно, и приводит к прогоранию клапанов.

Нагар, образующийся в результате сгорания железосодержащих присадок, имеет красно-коричневый оттенок и обладает токопроводящими свойствами. Оседая на электродах, керамическом конусе и корпусе свечи зажигания, такой нагар способствует утечке электричества, необходимого для искрообразования. Из-за этого система зажигания начинает давать сбои. Чаще всего это проявляется во время холодных стартов, когда способность нагара проводить электричество повышается из-за конденсации влаги на поверхности свечи. При постоянном применении такого «улучшенного» топлива стенки камеры сгорания покрываются толстым слоем нагара, который может даже стать источником калильного зажигания.

Для иномарок использование низкокачественного топлива опасно еще и тем, что продукты сгорания железосодержащих присадок накапливаются на рабочем элементе лямбда-зонда и в катализаторе. Из-за нарушений в работе этих узлов ЭБУ двигателя в лучшем случае может перейти в аварийный режим управления – топливоподача осуществляется по усредненным параметрам, а в худшем – начнутся сбои в процессе пуска и при работе двигателя.

Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, нужно не экономить и заправляться качественным топливом. Но как определить, не залили ли в бак смесь с железосодержащими присадками? Ведь выявить их в бензинах по «гостовским» методикам не могут даже в лабораториях, специализирующихся на проверке бензинов. Во-первых, нужно обращать внимание на внешний вид АЗС. Если владелец заправки не экономит на ее оснащении, вероятнее всего, и бензин здесь продают качественный. Хотя, конечно, бывают исключения. Избегайте тех заправок, где не дают кассовые чеки. Вообще, старайтесь заправляться на одной и той же АЗС и периодически откручивайте свечи для визуального контроля. В исправном двигателе, который работает на качественном топливе, керамический конус будет иметь от белого до светло-коричневого оттенка. Согласно опросу пострадавших автовладельцев в большинстве случаев они использовали бензин А-76 и А-80.

Подготовил Владимир Корницкий
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит сотрудников СТО "РосАвто" за помощь в подготовке материала