X

Пан или пропан

Перед каждым, кто хочет экономить на топливе и задумывается о переводе своей легковушки на питание сжиженным газом, обычно возникают одни и те же вопросы… Ответы на многие из них прозвучали на конференции «Проблемы и перспективы применения газовых моторных топлив», прошедшей в институте «ГосавтотрансНИИпроект».

Перед каждым, кто хочет экономить на топливе и задумывается о переводе своей легковушки на питание сжиженным газом, обычно возникают одни и те же вопросы… Ответы на многие из них прозвучали на конференции «Проблемы и перспективы применения газовых моторных топлив», прошедшей в институте «ГосавтотрансНИИпроект».

Перед каждым, кто хочет экономить на топливе и задумывается о переводе своей легковушки на питание сжиженным газом, обычно возникают одни и те же вопросы… Ответы на многие из них прозвучали на конференции «Проблемы и перспективы применения газовых моторных топлив», прошедшей в институте «ГосавтотрансНИИпроект».

Купуємо українське

Что представляет собой сжиженный газ, откуда он берется?

Сжиженный газ, на котором работают двигатели автомобилей с газобаллонным оборудованием, – это так называемый СНГ, сжиженный нефтяной газ (по-английски – LPG), или пропан-бутан. С химической точки зрения он представляет собой смесь легких углеводородов – пропана и бутана. Получают СНГ двумя способами – путем несложной сепарации сырой нефти или просто собирая газ как попутный продукт при добыче нефти из скважины. Его остается только очистить от посторонних примесей.

Поскольку глубокой переработки нефти не требуется, себестоимость этого газа невелика. В Украине есть пять заводов, где производится очистка и сжижение пропан-бутана для применения в быту и на транспорте. Это или специальные предприятия, или обычные нефтеперерабатывающие заводы, выдающие, кроме бензина и солярки, еще и сжиженное газовое топливо.

Хранится и перевозится сжиженный пропан-бутан в прочных емкостях под давлением порядка 1,6 МПа (16 атмосфер). В таком состоянии он пребывает и на борту автомобиля. Продается «автомобильный» пропан на специальных заправочных станциях или на обычных АЗС (в том числе брендированных), где есть отдельные раздаточные колонки.

Рынок и политика

Почему цена на газ скачет порой без видимых причин?

Цена пропан-бутана в Украине колеблется в пределах 33–66% от стоимости бензина марки А-95. Она привязана к цене на нефть и нефтепродукты. Обычно зимой спрос на СНГ, реализуемый через автозаправочные станции, падает, но это компенсируется реализацией сжиженного газа на экспорт в Европу, где им отапливают жилье. В большинстве европейских стран цена пропан-бутана составляет 45–50% от стоимости бензина с октановым числом 95. На цену данного вида газового топлива в нашей стране заметно влияет стоимость перевозки. Заводы-производители расположены в одном регионе – Полтавской области, а транспортировка горючего вещества связана со специальной техникой, лицензированием и пр.

Розничная цена сжиженного нефтяного газа (пропан- бутана) обычно составляет 33–66% цены бензина А-95.

От повышения цены рынок «страхует» одна особенность. Весь пропан-бутан в нашей стране реализовывается через два аукциона – коммерческий и льготный. На последнем распределяется газ, предназначенный для бытового потребления, по дотированным государством ценам. Часть льготного топлива попадает на газовые автозаправочные станции, которые несколько «сбивают» цену на розничном рынке в целом. В настоящее время литр пропана стоит 2,30-2,50 грн., литр «девяносто пятого» – 5,60-5,90 грн. Такое соотношение даже выгоднее для автомобилистов, чем то, которое операторы газового рынка считают оптимальным.

Что будет завтра?

Каковы перспективы газового топлива? Есть ли смысл сегодня вкладывать деньги в переоборудование машины под ГБО, которое «отобьется» лишь через несколько лет?

Основной потребитель СНГ в Украине – автомобильный транспорт. По расчетам специалистов Газовой ассоциации Украины, собственных запасов нефтяного газа нам хватит еще как минимум на 300 лет. Мы можем обходиться без импорта этого топлива: даже при сегодняшнем, далеко не самом высоком уровне добычи и продаж украинский пропан-бутан закрывает более 80% потребности страны в данном виде топлива. Импортный газ поставляется из России и Румынии, а часть нашего продается на экспорт – например, в Польшу.

Несмотря на то что в странах Западной Европы все большее распространение получает метан – природный газ, в Украине в качестве автомобильного топлива в дальнейшем приоритет будет иметь именно пропан. Ведь запасы нефтяного газа у нас свои, а природный (метан) мы вынуждены покупать по немалой цене.

Не бодяжат, но…

Может ли сжиженный газ быть некачественным и насколько часто это бывает?

Качество данного газа определяется соотношением в нем пропана и бутана. Бутан испаряется хуже, поэтому, когда количество пропана в смеси ниже 50%, двигатель работает менее эффективно. Украинские автомобилисты, бывавшие со своими «газифицированными» машинами за рубежом, отмечают, что там двигатель с теми же настройками отдает заметно большую мощность. Водитель может заметить еще один недостаток некачественного СНГ – его загрязненность посторонними примесями, из-за которых преждевременно забиваются фильтр газовой магистрали, редуктор, форсунки. Государственного стандарта по составу сжиженного газа в Украине пока нет, он нормируется лишь отраслевым ТУ.

Став в 2007 году крупнейшим покупателем широкими возможностями по индивидуальной настройке лизинговых предложений

Ложки дегтя

Если газ так хорош в виде автомобильного топлива, почему он до сих пор не вытеснил бензин?

 

 

 

 

 

 

На сегодняшний день в нашей стране 1,250 млн. автомобилей ездит на газовом топливе (цифра суммарная по пропановым и метановым машинам), что составляет 17% от общего числа колесных транспортных средств. Примерно 30–35% газифицированных авто – частные легковушки, порядка 3–5 % принадлежат государственным учреждениям, остальные – коммерческий транспорт разных классов.

Для обслуживания ГБО требуется диагностическое и сервисное оборудование, а также квалифицированные специалисты.

Даже состоятельные владельцы люксовых автомобилей, умеющие считать деньги, переходят на газовое топливо.

Некоторые модели двигателей не могут нормально работать на газе без дополнительных устройств – в частности, для смазки и охлаждения клапанов маслом.

Показатели «газификации» автотранспорта могли бы быть более высокими, но дальнейшему росту препятствует ряд факторов. Прежде всего ГБО нужно лишь тем автовладельцам, кто много ездит. Ведь кроме затрат на оборудование и его монтаж (порядка 3000–9500 грн.), переоснащенную машину нужно перерегистрировать (от 700 грн.) и обслуживать не только на обычной СТО, но еще и на специализированной «газовой». Во многих случаях при работе на газе автомобиль теряет мощность (2–10%), часть полезного объема багажника. Однако учитывая экологическое и экономическое значение газового топлива, государство намерено стимулировать владельцев машин с ГБО: со второй половины текущего года они получат 50-процентную скидку на ежегодный транспортный сбор.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка

По материалам Газовой ассоциации Украины и конференции «Проблемы и перспективы применения газовых моторных топлив»