X

Плоды кооперации

Peugeot 308 стал очередным «львом» вслед за моделью 207, в распоряжении которого появилось новое семейство бензиновых двигателей линейки EP, разработанных концернами PSA и BMW Group. Удачное сотрудничество позволило создать серию очень высокотехнологичных агрегатов.

Peugeot 308 стал очередным «львом» вслед за моделью 207, в распоряжении которого появилось новое семейство бензиновых двигателей линейки EP, разработанных концернами PSA и BMW Group. Удачное сотрудничество позволило создать серию очень высокотехнологичных агрегатов.

Peugeot 308 стал очередным «львом» вслед за моделью 207, в распоряжении которого появилось новое семейство бензиновых двигателей линейки EP, разработанных концернами PSA и BMW Group. Удачное сотрудничество позволило создать серию очень высокотехнологичных агрегатов.

Кроме Peugeot 308 и 207, агрегатами ЕР (кодовое название Prince) комплектуются Citroёn C4 и Mini (One, Cooper и Cooper S). Все моторы производятся на суперсовременном заводе концерна PSA Franciase de Mechanique в городе Дуврине на севере Франции. С его конвейера ежедневно сходит 2500 силовых агрегатов. В процессе изготовления двигателей семейства ЕР применено множество передовых технических решений. Так, коленчатые валы балансируются без использования дополнительных противовесов, а при производстве шатунов применяется двухэтапная ковка и др. Контроль качества осуществляется на каждом этапе выпуска деталей.

Кто главный?

Перед тем, как начать совместный проект по созданию моторов ЕР, и немцы, и французы четко распределили обязанности. Первые отвечают за разработку и контроль, PSA же – за подготовку производства двигателей. Баварцы внесли в конструкцию механизмов множество собственных технических инноваций, сделавших ее совершенной. Например, современная система изменения фаз газораспределения (безнаддувного мотора EP6) VTi (Variable valve lift and Timing injection) имеет много общего с фирменной технологией BMW Valvetronic, но в отличие от «баварской» системы двигатели EP6 окончательно не лишены дроссельной заслонки, хотя в большинстве режимов работы она остается полностью открытой, активизируясь лишь в случаях необходимости. Данная система оптимизирует работу двигателя (повышает КПД), обеспечивая увеличение мощности и крутящего момента при снижении расхода топлива и вредности выхлопных газов. Поэтому у 1,6-литрового 120-сильного бензинового «атмосферника» 88% крутящего момента доступно, уже начиная с 2000 об/мин. По расчетам инженеров, в зависимости от режима работы экономия бензина составляет от 8–10 до 15–18% (по сравнению с аналогичными по мощности моторами). Разумеется, двигатели EP6 легко укладываются в строгие экологические нормы Евро 4. Интересно и то, что такой мотор в принципе может «безболезненно» питаться даже недорогим 92-м бензином, хотя, учитывая качество топлива на украинских АЗС, представители Peugeot не советуют рисковать и рекомендуют заправляться только 95-м «плюс» и выше.

Большая «улитка» принимает выхлопные газы от одной половины цилиндров, а меньшая – от другой. Обе они подают газы на одну и ту же турбину, эффективно раскручивая ее как на низких, так и на высоких оборотах.

Еще более эффективны турбированные агрегаты THP (EP6DT) мощностью 140, 150 и 175 л. с. (последний не поставляется в Украину), оснащенные турбокомпрессором BorgWarner системы Twin-Scroll. Особенность таких моторов – раздельный выпускной коллектор с разной геометрией «улиток», которые подают отработавшие газы в турбокомпрессор от каждой пары цилиндров по отдельности. Так удалось добиться эффективной раскрутки турбины с самых низких оборотов, благодаря чему практически отсутствует эффект «турбоямы» и «полносильная» работа двигателя начинается уже с 1400 об/мин. Кроме того, присутствует система автономного жидкостного охлаждения турбокомпрессора, которой управляет бортовой компьютер, что позволяет обходиться без турботаймеров. Данное нововведение положительно сказывается на надежности и долговечности системы в целом. Двигатель EP6DT оборудован системами непосредственного впрыска топлива и изменения фаз газораспределения (VVT), а также охладителем нагнетаемого воздуха (интеркулером).

На закуску

Баварская сторона проекта решила не «мелочиться» и использовала в новых моторах насосы систем смазки и охлаждения двигателя с изменяемой производительностью. Данное новшество было успешно опробовано на современных рядных «шестерках» BMW и с небольшими изменениями перекочевало на Peugeot. Система подает к узлам трения масло в оптимальном количестве под нужным в конкретный момент давлением. Это позволяет экономить до 1% топлива и до 1.25 кВт (около 2 л. с.) затрачиваемой мощности. То же касается и охлаждения: скорость циркуляции антифриза нарастает по мере увеличения рабочей температуры двигателя.

Кропотливая совместная работа двух гигантов автомобильной индустрии привела к логическому результату. Под капотом машин и немецкого, и французского концернов – ультрасовременные «сердца», позволяющие им гармонично соответствовать эре высоких технологий.

 Тягово-скоростные характеристики моторов серии EP*

  

* Продаваемых в Украине

Конструкция и работа VTi

В ГРМ двигателей EP6 на Peugeot 308 привычная схема – впускной распределительный вал (1) – коромысло – клапан была дополнена эксцентриковым валом (2) и промежуточным рычагом (3).

Поворот эксцентрикового вала (2) осуществляется электроприводом. Шаговый электродвигатель, управляемый компьютером, поворачивая эксцентриковый вал (2), увеличивает или уменьшает плечо промежуточного рычага (3), задавая необходимую свободу перемещения коромыслу (4), с одной стороны опирающемуся на гидрокомпенсатор (5), а с другой – воздействующему на впускной клапан (6). Меняется плечо промежуточного рычага (3) – меняется высота подъема клапанов от 0.2 мм до 9.5 мм в соответствии с нагрузкой на двигатель.

 Характеристика моторов серии EP*
Применение
Peugeot 207, 308, Mini Cooper
Peugeot 308 c АКП
Peugeot 207 GT/CC и Peugeot 308
Модель мотора
ЕР6
EP6DT – AL4
EP6DT
Тип
бенз. c распр. впр.
бенз. c непоср. впр., турбонаддув (давление наддува 0,8 бар)
бенз. c непоср. впр., турбонаддув (давление наддува 0,8 бар)
Рабочий объем, см куб.
1598
1598
1598
Мощность, кВт (л. с.)/об/мин
88(120)/6000
103(140)/6000
110(150)5800
Крутящий момент, Нм/об/мин
160/4250
240/1400–3600
240/1400–4000
Степень сжатия
11.1:1
10.5:1
10.5:1
Расп. и к­во цил./кл. на цил.
R4/4
R4/4
R4/4
Привод ГРМ
цепной
цепной
цепной
Материал блока цилиндров/головки блока цилиндров
алюминиевый сплав
алюминиевый сплав
алюминиевый сплав
Соответствие экологическим нормам
Евро 4
Евро 4
Евро 4
Топливо
неэтилированный бензин А­95+; А­98
неэтилированный бензин А­95+; А­98
неэтилированный бензин А­95+; А­98

Роман Базай
Фото Peugeot, BMW