X

В чем главные плюсы и минусы двигателей с турбонаддувом

Раньше автомобили с турбированным двигателем покупали лишь поклонники активного стиля езды. При этом их не беспокоили отрицательные стороны турбонаддува. Сейчас автолюбители сознательно подходят к этому вопросу, взвешивая все преимущества и недостатки.

Уже больше десятка лет атмосферные, безнаддувные моторы сдают позиции. Они уступают свое место турбоагрегатам даже в компактных семейных авто. А в некоторых сегментах выбор потребителя между «атмосферником» и турбо сужается до минимального. В то же время, конструкторы теперь используют наддув не для горячего драйва, а для того, чтобы добавить мощности небольшим моторам, которые применяются повсюду вместо прежних полнолитражных.

Поэтому нынешним и будущим автовладельцам полезно знать все особенности работы современного турбонаддува по крайней мере для того, чтобы выбор будущего автомобиля был взвешенным.

Что такое турбонаддув

Разница между атмосферным и наддувным мотором – в способе попадания воздуха в цилиндры. Если топливо (бензин или дизель) всегда впрыскивается под давлением, то необходимый для его горения воздух в первом случае засасывается самим двигателем, а во втором задувается принудительно. Это делает компрессор с механическим приводом или турбоприводом. Механические нагнетатели в автомобильном мире всегда являлись экзотикой (хотя и сегодня присутствуют на дорогах), а с приводом от турбины стали массовыми.

Объясним, что такое турбина. Это колесо с лопатками, которое раскручивается потоком газов. В нашем случае это горячие выхлопные газы, которые выталкивает из себя любой двигатель внутреннего сгорания. Таким образом, привод турбонаддува – во-первых, бесплатный, а во-вторых – зависимый от оборотов двигателя, что принципиально важно.

Как работает турбонадув

Турбина – конструктивно несложное устройство, имеющее только вал с двумя крыльчатками в массивном корпусе. Одну крыльчатку раскручивают горячие газы, вторая закачивает воздух в двигатель.

Но в действительности не все так просто. Проблема в том, что эти детали работают в тяжелом температурном режиме (порядка 800оС) и при высоких оборотах (до 100 тыс. об/мин). Соответственно очень высокие требования к материалам, из которых сделаны детали этого агрегата. В то же время, современные турбины обросли дополнительными устройствами, среди которых перепускной клапан, радиатор интеркулера и механизм изменения геометрии турбины. Также есть определенные требования к эксплуатации.

Особенности эксплуатации турбины

Отдельно следует остановиться и на требованиях по эксплуатации. Двигатель с турбонаддувом часто придает автомобилю желанные для водителя характеристики, в числе которых: уверенная тяга во всех диапазонах работы двигателя, динамичное ускорение, экономия на налогах с объема мотора. Но наряду с преимуществами есть и недостатки. Среди них:

  • повышенные требования к обслуживанию двигателя: высокого качества моторное масло, строгое соблюдение сроков его замены, своевременная замена воздушного фильтра;
  • строгое соблюдение регламента технического обслуживания, ведь состояние двигателя в целом влияет на ресурс турбины. Например, неправильные настройки зажигания и впрыска топлива повышают температуру турбины до критических значений;
  • дополнительное внимание к работе двигателя при поездках: нештатные звуки, потеря мощности, дым из выхлопной трубы и падение уровня моторного масла сигнализируют о проблемах с турбиной.

Совет от экспертов «Автодом Атлант»

На самом деле турбина не может считаться проблемным агрегатом. Если вы приобретаете новый автомобиль, можете смело выбирать модификацию с наддувом. А при покупке подержанного авто рекомендуем внимательно выбирать экземпляр – ищите машину после аккуратного владельца и с хорошо сохраненным двигателем. Не прогадать вам поможет диагностика на специализированной СТО. А во избежание проблем с наддувом уже во время эксплуатации вам достаточно будет своевременно обслуживать авто у квалифицированных специалистов.

Особо рекомендуем обращать внимание на качество масла для вашего двигателя. Оно должна соответствовать допускам от завода изготовителя. В наших сервисных центрах мы используем только оригинальные масла, прошедшие сертификацию непосредственно на заводе производителя.