X

По каким признакам определяют недееспособность термостата

Несмотря на холод, в моей «Волге» перегрелся двигатель. Аварийная лампочка перегрева при этом не загорелась, хотя потом выяснилось, что она исправна. Мотор остыл и снова стал поддерживать нормальный температурный режим. Что это было? Не повторится ли такой «фокус» опять?

Несмотря на холод, в моей «Волге» перегрелся двигатель. Аварийная лампочка перегрева при этом не загорелась, хотя потом выяснилось, что она исправна. Мотор остыл и снова стал поддерживать нормальный температурный режим. Что это было? Не повторится ли такой «фокус» опять?

Несмотря на холод, в моей «Волге» перегрелся двигатель. Аварийная лампочка перегрева при этом не загорелась, хотя потом выяснилось, что она исправна. Мотор остыл и снова стал поддерживать нормальный температурный режим. Что это было? Не повторится ли такой «фокус» опять?

Т. Хмелив, Киев

Датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости у двигателя ЗМЗ-402 расположен в верхнем бачке радиатора, а датчик термометра – на головке блока цилиндров. Если исправный сигнализатор не сработал, а термометр показал перегрев, значит, температура тосола в радиаторе не достигла критической величины (контакты датчика замыкаются при 104° – 109°С). Это свидетельствует о заклинивании термостата в закрытом или полузакрытом состоянии, из-за чего нагревшаяся жидкость не попадает в радиатор, что становится причиной перегрева двигателя.

Иногда после перепада температур (нагрев – остывание – нагрев) «зависший» клапан термостата может снова обрести подвижность. «Оживлению» этого прибора часто способствует постукивание ключом по его корпусу или «массажирование» рукой резинового патрубка, соединяющего термостат с двигателем. Однако описанную ситуацию вряд ли можно считать случайной. Скорее всего, уже начали проявляться признаки безвозвратного старения термостата. Чтобы убедиться в этом, нужно внимательно проследить за поведением мотора. Как правило, перед окончательным отказом термостат открывается все позже, поддерживая более высокую температуру двигателя. Это заметно и по «градуснику» на панели приборов.

Новый термостат начинает открываться при 78°С, и с некоторой степенью приближения эту величину можно проконтролировать. Нужно завести холодный двигатель и ждать, когда потеплеет резиновый патрубок, подводящий жидкость от термостата к радиатору, – это просигнализирует о начале открывания клапана. По термометру на щитке приборов ориентировочно определяют, при какой температуре это случилось. Полное открытие термостата должно произойти при 94°С.

Более достоверно точность данного прибора можно проверить визуально, опустив его вместе с градусником в емкость с водой, разогреваемой на кухонной плите, и наблюдая за движением клапана.

Подготовили Юрий Дацык, Сергей Иванов
Фото фирм-производителей