X

Помните ли вы о свечах?

Как избежать проблем с запуском двигателя зимой.

Как избежать проблем с запуском двигателя зимой.

Прогнозы синоптиков на предстоящую зиму интересуют всех, и автомобилистов – особенно. Свечи накаливания или зажигания – один из источников проблем с запуском двигателя при сильных морозах. Причем касается это не только бензиновых, но и дизельных авто.

Дизельный двигатель

Рабочий цикл дизеля не предусматривает поджигания рабочей смеси каким-либо устройством. В цилиндре сжимается воздух, который при высоком давлении разогревается примерно до 850°С. Затем в камеру сгорания впрыскивается дизтопливо, которое, собственно, и воспламеняется от нагретого воздуха.

Для запуска дизеля в морозное время воздух в цилиндре необходимо дополнительно подогреть. Для этих целей в конструкцию дизеля встроен нагревательный элемент – свеча накаливания (полый металлический цилиндр с вмонтированной спиральной нитью из специального сплава). Пропуская через нее ток, можно за короткое время разогреть выступающую в камеру сгорания часть свечи до пусковой температуры (примерно до 850°С, а в некоторых свечах до 1000–1100°С).

После запуска фаза прогрева длится еще некоторое время (до 180 секунд), что дает возможность улучшить работу непрогретого мотора, снизить его шумность и дымность выхлопа. Ухудшение запуска холодного двигателя говорит о неисправности одной или нескольких свечей накаливания.

Для проверки работы свечей накаливания необходимо взять автомобильный индикатор, отсоединить токоподводящий провод от свечи и, подсоединив провод с зажимом к клемме «плюс» аккумулятора, прикоснуться стержнем индикатора к разъему. Если лампочка горит, значит через свечу проходит ток.

Более точные показатели дает замер сопротивления между разъемом на свече и массой (корпусом) при помощи тестера. Сопротивление у свечей на разных моделях авто может отличаться, но оно находится в пределах нескольких Ом (0,65-4,0).

В некоторых автомобилях понадобится амперметр с зажимами для измерения постоянного тока. Замерив силу тока (обычно 8–15 А), проходящего через кабель к свечам, делают вывод об исправности свечей. Визуально исправность свечи накаливания можно определить так: выкрутить ее и подсоединить напрямую к аккумулятору. Свеча должна за 1-2 секунды разогреться докрасна. Но такой «экстремальный» вариант чреват ожогами.

Если же вы обнаружите неисправную свечу и, вывернув ее, увидите обгоревший или разрушенный наконечник, обязательно проверьте характер распыления топлива форсункой. Часто разрушение свечи происходит именно при неправильном распылении топлива.

Бензиновый двигатель

 Виды неисправностей свечей зажигания:
Сколы и трещины керамического конуса изолятора. Требуется замена.Потеря герметичности, прорыв газов между металлическим корпусом и изолятором. Ремонту не подлежат.Износ электродов. Подлежат замене.Нагар красного или черного цвета. Возможна замена или чистка «пескоструйкой».

В бензиновом двигателе процесс сгорания происходит иначе. Топливо-воздушная смесь сама не загорается, ее поджигает искровой разряд между электродами свечи зажигания.

О неисправности свечей свидетельствуют перебои в работе двигателя в каких-либо режимах. Например, если двигатель начинает подергиваться на больших оборотах и нагрузках, это может указывать на частичную потерю герметичности в месте соединения металлического корпуса и керамического изолятора свечи. Неровная работа мотора под нагрузкой может быть признаком повышенного зазора между электродами. Ухудшившийся запуск холодного двигателя чаще всего говорит о значительном отложении нагара на изоляторе и электродах.

Иногда перебои в искрообразовании приводят к включению контрольной лампы «Check Engine». Причин может быть много, но одна из них – неисправность свечей зажигания.

Проверять свечи необходимо особенно накануне зимних холодов. Электроды у исправных узлов не имеют внешних признаков износа (нет выемки в боковом электроде, не выгорел центральный электрод). Кроме того, они могут быть покрыты тонким слоем светло- или темно-коричневого нагара (изолятор – от белого до светло-коричневого цвета, без трещин и сколов). Такую свечу можно очистить от нагара и установить в двигатель, предварительно отрегулировав зазор между электродами.

Если же вы обнаружили оплавление электродов или сколы на конусе изолятора, следы от прорыва газов между корпусом и изолятором – придется покупать новые свечи. Причиной потери работоспособности могли стать некачественный бензин, несоответствие калильного числа свечи режимам работы двигателя и просто выработка ресурса.

Периодичность замены свечей обычно указана в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации автомобиля. Для различных моделей машин интервал между заменами может быть разным (от 15 до 60 тыс. км). При использовании многоэлектродных и «платиновых» свечей он может достигать 90–120 тыс. км. Но при использовании некачественного бензина пробеги до замены этих деталей нередко уменьшаются в несколько раз и даже до нескольких тысяч километров. Если свечи уже использовались ранее – на зиму лучше установить новые, а старые оставить про запас.

Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка, Bosch, BERU