X

Прохлаждайтесь с умом

Неужели автомобильный кондиционер такой сложный механизм, что придется специально изучать и регулярно повторять какие-то правила его эксплуатации?

Неужели автомобильный кондиционер такой сложный механизм, что придется специально изучать и регулярно повторять какие-то правила его эксплуатации?

Неужели автомобильный кондиционер такой сложный механизм, что придется специально изучать и регулярно повторять какие-то правила его эксплуатации?
Ответ прост – это небходимо, чтобы… не болеть!

Прописных истин в этом вопросе не так уж много – их легко выучить наизусть. И в первую очередь тем, кто возит в автомобиле детей. Итак:

– перед посадкой в автомобиль, раскаленный на солнце, салон желательно проветрить, открыв все двери;

– не стоит пользоваться кондиционером во время коротких поездок – до 15–20 минут. При кратковременных охлаждениях организм не успевает адаптироваться к новой температуре, и насморк гарантирован. Альтернатива – открытые окна;

– разница между температурой на улице и в салоне не должна превышать 5°С, иначе возрастает вероятность простуды.

Салонные фильтры с угольной прослойкой снижают загрязнение радиатора-испарителя.

Чистка аэрозолем помогает, если испаритель загрязнен не очень существенно.

Но подхватить болезнь в автомобиле с кондиционером (климат-контролем) можно и по другим причинам. На испарителе при работе кондиционера оседает влага, и все микрочастицы, которые пропустил салонный фильтр, накапливаются на его поверхности. В этом мусоре в условиях темноты и повышенной влажности создаются благоприятные условия для жизнедеятельности бактерий, в том числе болезнетворных. Они попадают в салон и в организм человека. Явный признак появления в «кондишине» микроорганизмов, – неприятный запах в салоне, особенно при выключении кондиционера. Чтобы избавиться от бактерий, необходима дезинфекция испарителя. Это можно сделать самостоятельно или на СТО.

Обслуживание

При обслуживании кондиционера некоторые операции можно сделать самостоятельно, а некоторые – только на СТО.

Автовладелец может сам почистить-промыть радиатор-конденсатор (установленный перед радиатором системы охлаждения). Эта процедура особенно актуальна после зимы, когда он забивается грязью, которая ухудшает теплообмен, что, соответственно, снижает КПД системы. Полезна мойка этого радиатора в конце весны и летом, когда он забивается тополиным пухом, остатками насекомых и т. п.

Профессиональная ультразвуковая очистка испарителя кондиционера обойдется в 250–350 грн.

Наиболее прогрессивный метод обнаружения утечек – ультрафиолетовое сканирование узлов, трубопроводов и штуцеров кондиционера.

Для самостоятельной дезинфекции испарителя в продаже имеются аэрозольные средства с удлинителем, который помогает подавать моющую жидкость через воздуховоды к радиатору-испарителю. Однако отметим, что результат будет менее эффективным, чем при выполнении этой процедуры на СТО с помощью профессионального оборудования.

Удел СТО

Конструктивно автокондиционер не особенно отличается от холодильника, но работает он в более сложных условиях: постоянные вибрации, перепады температур, агрессивная среда. Поэтому проблем при его эксплуатации намного больше.

Главная неприятность – утечка хладагента. Происходит она по разным причинам. Так, зимой, когда потребность в «кондишине» отпадает, резиновые уплотнения (сальники) компрессора пересыхают, что приводит к их разрушению и потере герметичности. Трубки радиатора страдают из-за дорожных солевых растворов.

Заправка системы на специализированной или дилерской СТО стоит 500–1000 грн.

Чтобы избежать коррозии радиатора-конденсатора, нужна регулярная мойка.

При малом количестве хладагента в системе кондиционирования снижается эффективность охлаждения воздуха. Кроме того, в ходе эксплуатации кондиционера происходит выработка ресурса компрессорного масла и накопление продуктов износа в системе. А при малом уровне фреона и отработанном загрязненном масле возможен перегрев компрессора – главная причина поломки этого агрегата. Поэтому необходимо периодически обслуживать его – в начале и в конце сезона интенсивной эксплуатации – проверить наличие фреона и смазки в системе. В случае необходимости кондиционер нужно перезаправить.

Для борьбы с неприятными запахами на автосервисе есть специальное оборудование, включая ультразвуковое, которое позволяет удалить бактерии с испарителя без разборки торпедо. Система очистки подает в воздуховоды специальный дезинфицирующий состав и для большего эффекта воздействует ультразвуком.

Если в вашем населенном пункте нет СТО, где обслуживают автокондиционеры, можно обратиться в мастерскую по ремонту холодильников или к установщикам бытовых кондиционеров.

 

Конструкция кондиционера

При отсутствии в автомобиле кондиционера эту систему можно установить в автосервисе – практически в любую модель. Стоит такой «комфорт» –
от 4 тыс. до 7 тыс. гривень.

Автомобильный кондиционер состоит из компрессора, конденсатора-радиатора, ресивера-осушителя, терморегулирующего расширительного клапана и испарителя.

1. Компрессор сжимает рабочее тело – газ (фреон R12, R22, R134а, R407с и R410A., хладагент) – до давления в 15 атмосфер.

2. В конденсаторе (радиатор) газ охлаждается и переходит в жидкое состояние.

3. Расширительный клапан регулирует подачу газа в испаритель.

4. В испарителе (радиатор) происходит испарение жидкости, а так как этот процесс сопровождается отбором тепла, реализуется функция охлаждения воздуха.

5. В ресивере-осушителе газ очищается от влаги, чем исключается замерзание расширительного клапана.

Юрий Дацык
Фото из архива редакции Hella и Bosch