Против шума и вибраций

В чем разница между шумо- и виброизоляционными материалами


Шумоизоляционные материалы 1 отличаются от виброизоляционных 2 пористой структурой и большей толщиной. Слой фольги повышает эффективность первых и защищает от механических повреждений вторые.
Удар по панели кузова 1, кроме звуковых волн, вызывает вибрации в металле. Слой виброизоляции 2 гасит их, и слышен только звук удара.

В прошлом номере спецвыпуска «Звук и
тюнинг» рассказывалось о шумоизоляции кузова. А в чем принципиальные
отличия между шумо- и виброизоляционными материалами?

Б. Панченко, г. Кривой
Рог

Шумы в автомобиле могут
иметь разное происхождение. Первые – это те, что издаются панелями кузова,
которые вибрируют, передавая и усиливая звук работы механизмов, качения
колес. Шумы второго типа проникают в салон извне.

При борьбе с шумами первого типа главное – воспрепятствовать вибрации
кузовных панелей. Поэтому виброизоляция заключается в оклеивании соответствующими
материалами плоских участков кузова – дверных панелей, перегородок, капота,
крыльев. Виброизоляционные материалы работают по принципу частотного фильтра.
Они не устраняют шум, а превращают его из высокочастотного в низкочастотный,
который менее «заметен» для человеческого слуха. Чтобы результат был положительным,
бывает достаточно покрыть материалом 40% общей площади «виброопасных»
кузовных панелей. Как правило, эти материалы представляют собой маты на
битумной основе – они утяжеляют лист металла, препятствуя его высокочастотной
вибрации. Иногда в массу битума добавляют полимер – он лишает битумный
слой хрустящего «призвука» при работе аудиосистемы в мороз. Нанесенная
поверх мата фольга еще больше утяжеляет обработанный металл, но укладка
такого материала требует высокой квалификации, иначе под матом останется
воздух, провоцирующий коррозию.

Задача материалов для шумоизоляции – поглотить дорожные, аэродинамические
и остаточные шумы, «пропущенные» виброизоляцией. Материалы этой группы
представляют собой вспененные маты с ячеистой структурой, в порах которой
затухают звуковые волны. Шумоизолирующие материалы, покрытые внешним слоем
фольги, применяют для укладки на панели капотов. Пористые маты бывают
многослойными, со свинцовой или алюминиевой вставкой, которая служит дополнительным
«буфером» для звуковых колебаний. Шумоизоляционные материалы могут впитывать
влагу или же быть «равнодушными» к воде. Первые работают лучше, но до
тех пор, пока не намокнут; кроме того, они «грозят» кузову коррозией,
поэтому их лучше не наносить на пол. Если нельзя исключить попадания влаги
под покрытие пола, шумоизоляционные маты можно не приклеивать к металлу,
чтобы их можно было извлечь для просушки.

Олег Возний
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит фирму «Ингвар Инжиниринг» за помощь
в подготовке материала

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.