X

Пути и причины утечек масла: Тайные тропы

Масло обычно уходит поанглийски – не прощаясь и уж тем более не обещая вернуться. И как показывает практика, оно находит для этого множество путей…

Масло обычно уходит поанглийски – не прощаясь и уж тем более не обещая вернуться. И как показывает практика, оно находит для этого множество путей…

Масло обычно уходит поанглийски – не прощаясь и уж тем более не обещая вернуться. И как показывает практика, оно находит для этого множество путей…

Масло может вытекать как наружу, так и внутрь. Рассмотрим первое направление. Загляните под машину после недолгой стоянки, и вы можете обнаружить часть того масла, которого не хватает в системе смазки. В этом случае все просто: проблема в уплотнителях – прокладках и сальниках, которые используются в любом двигателе внутреннего сгорания. Чтобы решить ее, следует заменить эти детали, а при небольших утечках как временную меру можно использовать специальные присадки. Иногда помогает и обтяжка крепежа или замена прокладок крышек.

Масло может «испаряться» и невидимыми путями – сгорая в камере сгорания. Это происходит в моторе любого автомобиля. Допустимая норма расхода для технически исправного двигателя – до 1 литра на 10000 км пробега. Но во многих моторах, не подвергающихся чрезмерным нагрузкам, уровень масла обычно не меняется. Если же он превышает допуск, значит, в цилиндры попадает больше масла, чем надо.

Даже начинающий водитель, наслушавшийся разговоров бывалых механиков, знает, что делать, – следует поменять маслосъемные поршневые кольца. Но очень часто после применения этого «безотказного» народного метода масло продолжает уходить.

Дело в том, что после установки кольца должны «опираться» на поверхность цилиндра с определенным усилием. Если оно меньше, на стенках цилиндра остается более толстый слой смазки, который в дальнейшем сгорает.

Качество уплотнения зависит и от размеров пазов (канавок) в головке поршня, где «сидят» кольца. В случае чрезмерного износа или неправильного подбора колец последнее начинает «гулять» вдоль оси поршня. Установка нового кольца в изношенный паз проблему не решает.

Еще одна причина потери смазки – увеличенный зазор между стенками поршня и цилиндра. Поверхности цилиндра специально придают шероховатость – «нарезают» на хонинговальном станке мелкие углубления по окружности. Эти микроканавки призваны удерживать масло. Если их нет, кольца полностью снимают слой смазки, и рабочие поверхности деталей контактируют «на сухую». Это приводит к интенсивному износу колец и стенок цилиндров, а также перегреву двигателя. Так что одной из причин утечки масла может быть чрезмерный износ канавок или их отсутствие изза неправильной обработки.

Если с уплотнением поршеньцилиндр все в порядке, а масло попрежнему уходит, нужно проверить маслоотражательные колпачки (в народе – сальники клапанов). Когда они изношены, масло стекает по стержням клапанов и попадает в цилиндры, где сгорает. Это же происходит и при увеличении зазора между стержнем клапана и направляющей втулкой. В таком случае даже лучшие сальники не исключат утечек масла в камеру сгорания. Ведь они держат масло только при продольном перемещении клапана, а в данном случае происходит еще и смещение, перпендикулярное оси втулки.

Чтобы определить, что именно является причиной повышенного расхода масла, достаточно «покопаться» под капотом. Если на свечах есть черный нагар, значит, причина расхода – маслоотражательные колпачки. А если внутри корпуса воздушного фильтра имеются следы черной маслянистой сажи – виной всему плохое уплотнение в цилиндрах.

Некоторые считают, что капремонт – это слишком дорого. Дешевле постоянно доливать масло. Но учтите, что тогда возможны два варианта. Первый – мотор может «застучать» изза того, что не успели вовремя долить масло. Второй – по причине воспламенения накопившегося в цилиндрах кокса или изза ухудшения теплообмена прогорит клапан или поршень.

Дмитрий Салганик
Фото Андрея Яцуляка