X

Рама «с нуля»

У каких машин заимствуют несущие элементы кузова для «самоделок»?






Хотелось бы знать, у каких машин конструкторы
самодельных автомобилей заимствуют несущие детали кузова.
Могут ли грамотные механики СТО создать раму «с нуля»? Если
нет, то сколько может стоить рама от спортивной машины?

Максим Морданенко, Киев

Полностью самодельный
кузов в наше время – редкость, поскольку конструкторы-любители теперь
имеют возможность применять готовые кузовные детали от «списанных в утиль»
машин. Отпала необходимость вручную изготавливать такие технологически
сложные детали, как двери и рамки стекол. Одна из самых свежих и ярких
работ «самавто» – автомобиль «Мираж-2» Юрия Солохи из г. Красноармейска
Донецкой области – базируется на фрагментах кузова Ford Capri (подробнее
о его машине мы расскажем в одном из ближайших спецвыпусков «Звук и Тюнинг»).

Однако старые кузова достаются «самодельщикам» в плохом состоянии, поэтому
может возникнуть необходимость в их усилении путем вваривания пространственной
рамы, которая и становится основным несущим элементом.

Правильный расчет пространственной конструкции в условиях СТО невозможен,
так как это чрезвычайно сложная процедура. Возможно, соорудить какую-то
раму сварщики и смогут, но она как минимум не будет соответствовать всем
требованиям пассивной безопасности. Без предварительных испытаний нельзя
сделать кузов по-настоящему неравнопрочным – с неразрушаемой капсулой
салона и сминаемыми передней и задней зонами, которые поглощают энергию
удара в случае столкновения. Кроме того, недостаточная прочность может
привести к нарушению геометрии шасси, разрушению кузова и даже аварии,
а чрезмерный запас прочности чреват переутяжелением.

Поэтому более целесообразно использовать силовой каркас несущего кузова
от какого-либо стандартного автомобиля, при необходимости усиленный дополнительными
вставками. Возможна также комбинация частей нескольких кузовов – как это
сделано, например, на ЗАЗ-965 Александра Якубчука из Запорожья («АЦ» №
46’2003), в котором объединены фрагменты несущих конструкций «Таврии»
и Opel Ascona. Естественно, автомобиль-«донор» должен соответствовать
создаваемой машине по классу.

Применение несущей конструкции спортивного автомобиля осложняется отсутствием
на нем рамы как таковой – и раллийные, и кольцевые, и кроссовые машины
имеют несущий кузов, усиленный в некоторых местах и снабженный каркасом
безопасности. Исключение – багги и «формульные» автомобили, где несущим
элементом служит рама. Но заимствовать ее не стоит, поскольку легковая
машина принципиально отличается по компоновке.

Игорь Широкун, Олег Полажинец
Фото Сергея Кузьмича и Андрея Яцуляка