X

Ремонт амперметров: Энергетика под контролем

Амперметр, устанавливаемый на ряд автомобилей советского автопрома («Волга», «Москвич», УАЗ, ЛуАЗ), часто выходит из строя. Как восстановить его работоспособность?

Амперметр, устанавливаемый на ряд автомобилей советского автопрома («Волга», «Москвич», УАЗ, ЛуАЗ), часто выходит из строя. Как восстановить его работоспособность?

Амперметр, устанавливаемый на ряд автомобилей советского автопрома («Волга», «Москвич», УАЗ, ЛуАЗ), часто выходит из строя. Как восстановить его работоспособность?

Иногда амперметр перегревается и искажает показания. Бывает, от высокой температуры даже подплавляется пластмассовый корпус приборного щитка в месте крепления прибора, отчего его шкала перекашивается. Такое явление – следствие окисления винтов прибора там, где они контактируют с магнитопроводом. Изготовленные из разных материалов, эти детали со временем корродируют в точке запрессовки винтов со шлицевым посадочным местом, что сопровождается повышением электрического сопротивления и нагревом. Пайка помогает не всегда, поскольку магнитопровод может быть изготовлен из «непаяющегося» цинкового сплава. В таком случае можно обеспечить контакт с помощью шайбы и гайки небольшой высоты (см. фото внизу справа). В обход окислившихся поверхностей ток пойдет через шайбу и гайку.

Иногда в амперметре заклинивает или, наоборот, начинает непрерывно колебаться стрелка. Это значит, что нужно уделить внимание опорам ее оси. Засорившиеся втулки нужно очистить, а загустевшую демпфирующую смазку типа ПМС – заменить. Ее можно поискать в лабораториях контрольно-измерительных приборов (КИП) на промышленных предприятиях. В качестве альтернативы для смазки оси подойдет «Литол».

Если после выключения зажигания стрелка не возвращается на ноль, значит, она или якорь прибора провернулись на оси. В этом случае стрелку нужно подогнуть, чтобы она вернулась в исходное положение.

Постоянные отклонения показаний прибора в одну сторону (завышения или занижения) свидетельствуют об изменении характеристик постоянного магнита. В таком случае прибор подлежит замене. Кстати, приступая к ремонту амперметра, следует убедиться, что используемые стальные инструменты не намагничены. Описанным способом можно устранить большинство неисправностей других контрольных приборов.

Подготовил Игорь Широкун
Фото Юрия Нестерова