Ремонт на время

Oпределить стоимость ремонта автомобилей на фирменных станциях техобслуживания, на первый взгляд, несложно. Но почему же тогда он часто обходится дороже, чем рассчитываешь?

В этом томе собраны все нормативы, регламентирующие время выполнения работ. Если в процессе работы обнаруживаются скрытые дефекты, слесарь записывает их в заказ-наряд.

Oпределить стоимость ремонта автомобилей на фирменных станциях техобслуживания, на первый взгляд, несложно. Но почему же тогда он часто обходится дороже, чем рассчитываешь?

Теоретически стоимость ремонта определенного узла на фирменной СТО должна равняться времени, за которое он выполнен, умноженному на стоимость нормо-часа работ. Но хотя нормативы выполнения ремонтных работ на СТО одной марки одинаковы и стоимость нормо-часа примерно равна, цены за выполнение определенных операций на различных станциях часто отличаются. Изучив систему ценообразования на автосервисах, мы выяснили, что на стоимость конкретного ремонта влияет множество различных факторов – от конкуренции на рынке до политики владельца автосервиса.

Время просчитано

Ремонт определенного автомобильного узла обычно проводится строго по установленному алгоритму. Поэтому разборка и сборка у всех исполнителей должна занимать примерно одинаковое время. Исходя из этого, каждый производитель просчитал для своих фирменных СТО среднее время, необходимое для проведения определенных работ. Оно указывается в нормативах, которые есть на любой станции. Нормативы записаны в специальном каталоге (иногда они называются «рабочие позиции») или его компьютерной версии для одной или нескольких моделей той марки, на которой специализируется СТО.

Чтобы узнать стоимость конкретной работы, мастер-приемщик СТО находит в определенном разделе каталога (например, «подвеска» или «двигатель») операцию, которую надо выполнить. Затем он ищет страницы, где нарисованы схемы разобранных узлов, которым присвоены индивидуальные коды. Далее мастер сверяет предстоящую операцию по разборке или замене деталей с той, что указана в каталоге. На другой странице записан код операции, ее название и время, за которое ее надо выполнить. На той же странице могут быть другие обозначения: так, если для выполнения работы надо провести еще одну или несколько операций, их коды стоят в особой графе. В таком случае затраты времени на эти операции суммируются. В отдельной графе также может быть указана сложность работ – например, у VW Group их три. Исходя из нее, данную операцию могут поручить слесарю более высокого или низкого разряда.

Для некоторых комплексных работ (например, планового техобслуживания) существуют шаблоны – суммарные нормы времени за несколько видов работ, включенных в общую операцию. Умножив вычисленное таким образом время работы на стоимость нормо-часа для данного автомобиля, мастер-приемщик еще перед началом работ может сообщить клиенту примерную сумму, в которую они обойдутся. Прибавив к ней цену на заменяемые запчасти, клиент может узнать общую стоимость ремонта.

Нормо-час – творение СТО

Если нормы времени на выполнение работ рекомендует производитель (хотя он не всегда обязывает СТО их четко придерживаться), то стоимость нормо-часа устанавливает каждый автосервис по своему усмотрению. Причем эта цифра может зависеть от модели машины, ее возраста, степени сложности работ, их вида и других показателей. Например, на Киевском ХРП «ЗАЗ-Сервис» нормо-час для моделей ЗАЗ стоит 50 грн., а для Daewoo Lanos – 70 грн. На некоторых СТО нормо-час операций по ходовой дешевле, чем, например, при малярных работах.

Как правило, стоимость малярных работ рассчитывают не по такой четкой методике, которая принята для слесарных. По словам руководителей фирменных СТО иномарок, это связано с тем, что за рубежом некоторые работы по рихтовке и покраске кузова не выполняют – там принято заменять поврежденные детали. В Украине же клиенты, особенно страховые компании, предпочитают замене ремонт лицевых поверхностей кузова. В таких случаях стоимость ремонта определяется мастером с учетом не только цены на нормо-час и затраченного времени, но и стоимости подобного ремонта на других столичных СТО. При этом калькуляцию проводят не по установленным заводом нормам, а с учетом времени, затраченного на проведение работ.

Иногда после умножения нормы времени на стоимость нормо-часа стоимость работ оказывается существенно выше средней цены на рынке. Для того чтобы сделать стоимость какой-либо услуги более конкурентоспособной, дилер может установить на нее специальную цену или не брать денег за одну из ее составляющих. Например, при комплексном обслуживании одни СТО считают балансировку элементом замены колеса, другие эту операцию считают отдельно.

Запчасти ищут бесплатно

Указанное в каталоге время выполнения отдельных операций может быть и значительно меньше, чем то, за которое фактически делают работу. Например, по утверждению старшего смены СТО КХРП «ЗАЗ-Сервис» Евгения Хуторного, на замену кузова «Славуты» завод выделяет 45 часов, на самом же деле эта процедура длится дольше. Правда, в данном случае время может быть потеряно из-за неполного наличия деталей для замены кузова.

Отдельная процедура – поиск необходимой запчасти. Он выполняется с помощью специальной компьютерной программы. Например, у официальных дилеров многих иномарок мастеру нужно ввести номер кузова машины в компьютерную программу, чтобы она определила необходимый артикул запчасти, наличие ее на складе, движение по СТО, стоимость и т. д.

К сожалению, техника иногда «готовит сюрпризы» в виде сопутствующих поломок или необходимости слесарных работ (например, для откручивания «прикипевшего» соединения). Тогда в стоимость ремонта включаются и такие затраты.

Есть еще один нюанс, часто непонятный потребителю. Иногда работу, на которую нормативы производителя выделяют 1,5 часа, выполняют за час. Это возможно в том случае, если она состоит из нескольких операций, которые делают несколько слесарей.

В случае, если потребность в дополнительных работах или запчастях возникает в процессе ремонта, слесарь с мастером записывают необходимые операции в заказ-наряд. После того как владелец машины соглашается оплатить эти операции, их выполняют, а затем вносят в общий счет выполненных работ. Этот документ включает перечень всех проделанных работ и замененных деталей, а также отображает скидки и некоторые особенности оплаты.

В итоге сумма, которая была определена перед началом ремонта, может несколько отличаться от фактической. Поэтому простое умножение стоимости нормо-часа на время выполнения работ может давать лишь ориентировочную стоимость ремонта.

Сергей Матусяк
Фото из архива редакции

Редакция благодарит КХРП «ЗАЗ-Сервис» за помощь в подготовке материала

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ