Рихтовка под вопросом?

0

Почеу нельзя рихтовать ободы колес.

Производители автомобилей не рекомендуют рихтовать ободья колес. Чем это обусловлено – ведь на многих шиномонтажах есть стенды для их рихтовки?

Владислав К., г. Киев

Рихтовочные станки не способны качественно устранить деформации стальных дисков.

Рихтовочные станки не способны качественно устранить деформации стальных дисков.

В рекомендациях автопроизводителей действительно есть здравый смысл. Дело в том, что прочность современных холодноштампованных дисков обеспечивается непосредственно сортом металла и соблюдением определенной технологии обработки давлением. В процессе эксплуатации ряд элементов конструкции диска циклически нагружается, что с течением времени отрицательно сказывается на физико-механических свойствах металла, т. е. снижается способность диска сопротивляться деформациям (из-за уменьшения прочности и жесткости конструкции). Ободья колес изготавливаются из листового стального проката профилированием с применением операций холодной штамповки и сварки встык. Интенсивность деформации металла в процессе изготовления ободьев колес на отдельных участках достигает 25–28%. Максимальное относительное удлинение материалов, используемых в производстве этих деталей, 31–35%. Следовательно, технологическая наследственность ограничивает ресурс пластичности обода колеса в пределах 6-7%. Максимальное утонение (утончение) в местах радиусных переходов от боковой стенки к середине центрального ручья составляет 20% от толщины исходного металлопроката. Это свидетельствует об отсутствии резервов пластичности металла для дальнейшего формоизменения, т. е. места рихтовки диска будут иметь пониженную прочность и жесткость. Кроме того, в производстве колес на промышленных предприятиях строго выдерживаются и контролируются геометрические параметры посадочной полки под шину и бортовой закраины обода. Контроль указанных параметров производится специальным мерительным инструментом, которого нет в мастерских. По утверждению специалистов-материаловедов, рихтовка деформированных колес нежелательна, так как может привести к разгерметизации шины и разбортировке колеса во время движения.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.