X

С шипами или без?

Какие шины нужны для нашей зимы.

Какие шины нужны для нашей зимы.

В этом выпуске речь пойдет о разновидностях зимних шин и о том, какие лучше для украинских дорог.

Определить тип зимней резины проще всего по индексу скорости. Если индекс «допускает» езду на скоростях более 200 км/ч (например, H – до 210 км/ч) – шины «европейские», если до 170 км/ч – «арктические».

Зимние медленее?

Многие утверждают, что на зимних шинах следует ездить медленнее, чем на летних.

Однако реальная ситуация немного иная. Существует неофициальная классификация зимних шин, по которой они делятся на «европейские» и «арктические» (или «северные»). Первые, как правило, имеют индекс, позволяющий ездить со скоростью, превышающей 200 км/ч (к примеру, Н – до 210 км/ч), а вторые – до 160 (Q) или до 170 (R) км/ч. То есть «еврорезина» по своим скоростным возможностям сравнима со многими моделями летних шин.

Только «европейские» зимние шины по своим скоростным возможностям идентичны некоторым моделям летних шин.

Однако это не означает, что указанные скорости можно развивать на любых дорогах. Данный их диапазон возможен зимой только при движении по сухому асфальту. В зимних дорожных условиях (лед, снег) даже зимние шины не способны настолько цепко держаться за дорогу, чтобы обеспечивать устойчивость, управляемость и короткий тормозной путь на высоких скоростях.

 Расшифровка индексов скорости
Условное обозначение
Макс. допус­тимая скорость, км/ч
J
100
K
110
L
120
M
130
N
140
P
150
Q
160
R
170
S
180
T
190
U
200
H
210
V
240
W
270
Y
300
Z
Свыше 300

Зачем нужны разны е типы зимних шин?

Климатические условия в северной, южной и центральной частях Европы и Америки существенно отличаются. На севере этих континентов температура практически всегда гораздо ниже отметки «ноль», а снегопады – обычное явление. Соответственно, для езды в такую погоду производят шины с улучшенными свойствами на льду и снегу. Это так называемые «арктические», или «северные», шины (шипованные или нешипованные). Технологически это обеспечивается целым рядом методов: в состав резины протектора вводят специальные компоненты для сохранения эластичности при минусовой температуре; делают плотную нарезку ламелей (прорезей, образующих режущие кромки, цепляющиеся за микронеровности льда); устанавливают шипы; для лучшего продавливания снега и ледяной корки плечевые блоки делают угловатыми.

Производство разных типов зимней резины обусловлено климатическими и дорожными особенностями их эксплуатации.

Но на асфальте в теплую погоду зимнее «вооружение» ухудшает многие характеристики покрышек. Поэтому «арктические» шины не совсем подходят для Центральной Европы, где протектор должен хорошо выполнять свои функции и на асфальте. Совместить эти характеристики в одном изделии очень сложно, и разработчикам шин для Европы приходится жертвовать их «зимними» свойствами, более того, отказаться от шипов, которые на дорогах Центральной и Южной Европы законодательно запрещены.

Зато зимняя еврошина намного лучше ведет себя на асфальте как при минусовой, так и при плюсовой температурах. Конструктивно это достигается в основном за счет менее плотной нарезки ламелей и иного состава резины протектора.

 Классификация зимних шин

«Европейская»

«Арктическая» нешипованная
«Арктическая» шипованная

Какие шины лучше?

Какие зимние покрышки лучше для Украины – «европейские» или «арктические», шипованные/нешипованные? Однозначного ответа быть не может. Выбор зависит от многих факторов – в каком регионе будет эксплуатироваться шина, в каких условиях (на очищенных или неочищенных дорогах), какие скоростные режимы и стиль езды предпочитает водитель и т. п.

Сразу же отметим, что если сравнивать между собой «арктические» зимние шины – шипованные и нешипованные, то негативное отношение к первым не совсем оправданно. По результатам тестов зимних покрышек, шипованная резина по сравнению с нешипованной «арктической» демонстрирует лучшие характеристики не только на льду, но и в ряде испытаний на асфальте (см. «АЦ» №41). Например, шипованные покрышки на асфальте лучше тормозят. Почему так происходит? Все очень просто. Стремясь улучшить показатели сцепных свойств на льду, инженеры-шинники сделали протектор нешипованных «арктических» шин чрезмерно мягким и эластичным. А их конкурентам выигрыш на асфальте обеспечили жесткие блоки, в которых установлены шипы.

Подбирайте шины, исходя из условий их эксплуатации в определенном регионе.

Если же сравнить свойства «арктических» и «европейских» покрышек, то на льду и снегу практически всегда лучше первые, а на асфальте – вторые.

Так какие же шины приобретать? При езде по хорошо очищенным дорогам можно обойтись и нешипованными. Если же снег с улиц не убирают и в итоге они превращаются в каток или вам часто приходится ездить по трассам, то лучше отдать предпочтение шипованным моделям.

С определенной долей погрешности можно дать следующие рекомендации выбора зимних шин по регионам Украины:

южные регионы – «европейские»;
центральные, восточные, западные – «арктические» шипованные или нешипованные;
северные – «арктические» шипованные.

Юрий Дацык
Фото Nokian Tyres