Сам себе диагност

С наступлением тепла мотор стал вяло запускаться – нет былой резвости вращения стартера. Можно ли в «домашних» условиях выявить причину этого явления, не пользуясь специальным дорогостоящим оборудованием?

Место потери электроэнергии на различных участках цепи можно «прозвонить» омметром.

С наступлением тепла мотор стал вяло запускаться – нет былой резвости вращения стартера. Можно ли в «домашних» условиях выявить причину этого явления, не пользуясь специальным дорогостоящим оборудованием?

Борис Кошевацкий

Причина «неуверенного» пуска двигателя может крыться в двух устройствах – в аккумуляторной батарее и стартере. Их диагностику можно произвести с помощью обычного автомобильного вольтметра или бытового мультитестера.

В первую очередь нужно проверить, падает ли напряжение в момент работы стартера. Для этого необходимы как минимум два человека: один включает стартер, а другой в это время измеряет напряжение в контрольных точках. Работа стартера сопровождается потреблением тока большой величины, что вызывает нагрев электропроводки и, соответственно, изменение ее сопротивления. Поэтому, чтобы иметь четкую картину, каждый замер в последующей контрольной точке нужно осуществлять с интервалами в 3 – 5 минут. Этого времени будет достаточно для остывания проводов.

Первая точка замера – клеммы аккумулятора. Включите на несколько секунд стартер и измерьте напряжение. Если оно значительно упало (ниже 9,5 вольта), значит, проблема в аккумуляторе.

Второй замер – напряжение между электрическими зажимами клемм аккумулятора (положительный полюс и отрицательный). При этом один щуп ставится на корпус зажима, второй – на электрический вывод, то есть клемму аккумулятора. Если зафиксировано критичное падение напряжения, значит, между зажимом и электрическим выводом аккумулятора плохой контакт. В этом случае следует зачистить контакт и покрыть токопроводящим составом. Иногда для более плотного обжима клеммы ее приходится менять или подпиливать сжимаемые «губки».

Третий замер – проверка напряжения между клеммами толстого провода (большого сечения), который соединяет стартер с аккумулятором. Если имеет место критичное падение напряжения, виной тому плохой контакт или отгоревший провод в зажиме электрической клеммы. Этот замер так же проводится и для «минусового» провода аккумулятора, который крепится к корпусу автомобиля.

Следующий замер – проверка контактов втягивающего реле. Для этого проверяют напряжение между отрицательным выводом аккумулятора и вторым контактом втягивающего реле, от которого идет провод внутрь стартера. Если наблюдается критичное падение напряжения – проблема в обгоревших и окислившихся контактах втягивающего реле. Напомним, падение напряжения при работе стартера ниже 9,5 вольта является критичным и свидетельствует о неполадках.

Отдельно стоит проверить контакт с «массой» всего силового агрегата. Для этого производят замер напряжения между положительным выводом аккумулятора и корпусом двигателя. Помните, кузов и мотор должны быть соединены или посредством качественной электрической шины, или силовым проводом.

Если критичное падение напряжения ни в одной из контрольных точек не выявлено, значит, проблема в стартере.

Подготовили Юрий Дацык, Дмитрий Пятак, Игорь Широкун
Фото Юрия Нестерова и Андрея Яцуляка

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.